Материалы краеведа В. Д. Ганькина

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

«Троицко-Саткинский железоделательный и медеплавильный завод, при Сатке, источнике Ая, в 370 верстах от Екатеринбурга, принадлежал в 1771 году Лучинину.

Златоустовский железоделательный и медеплавильный заводвверх по Аю.

Уфалейский заводв горах, от Екатеринбурга в 300 верстах, был построен в 1770 и 1771, принадлежал заводчику Лугинину» - записки путешественника, географической экспедиции Фалька Иоганна Петера.

Усень-Иванковский  медеплавильный заводпостроен Осокиным в 1760 году на речке Усене в 120 верстах от Уфы.

Нязепетровский чугуноделательный и железоделательный завод построен Осокиным в 1847 году на речке Нязе в реку Уфу впадающей в 150 верстах от Красноуфимска.

Иргинский чугуноделательный и железоделательный построен в 1730 году на речке Иргине, окончательно сливающейся с Чусовою (сначала рекой Сылвой); он расположен от Красноуфимска в 35 верстах.

Подробнее: О заводах Приуралья

Рычков Петр Иванович(1712 – 1777) – русский чиновник, географ, историк и краевед. Участник Оренбургской экспедиции. Автор более 60-ти статей, в том числе и «Топографии Оренбургской». Был в Красно-Уфимской крепости в ходе инспекции по вновь построенным крепостям и острожкам. В 1777 году был назначен в Екатеринбург начальником Главного управления уральских заводов, где вскоре скончался. Похоронен в своем имении в селе Спасском, откуда академик Паллас начал свое путешествие. Память о нем сохранена: 2012 год в Оренбурге был объявлен годом П. И. Рычкова, есть премия его имени, улицы, названные в его честь. В Оренбурге и Соль-Илецке установлены памятники. От двух браков имел 16 детей.

О металлах: «За балохницей (сейчас г. Балашиха Нижегородской области) Иваном Осокиным в 1752 году на речке Киндаше Троицкий, ему же Осокину, позволено строить завод на речке Усене. В Уфимской провинции на речке Нязе, впадающей в реку Уфу, застроен Петром Осокиным, а продаже от него состоит ноне за Тулянином и Мосоловым и называется Нязепетровским. На той же речке Сатке его сиятельства графа Александра Сергеевича Строганова, завод Саткинский, да другой его же сиятельства завод Артинский, на речке Арте, впадающей в реку Уфу».

О крепостях: «Подчиненные Уфимской провинциальной канцелярии жительства, старинные пригороды: Бирск, Оса, Мензелинск да вновь по Оренбургской экспедиции строенные крепости: Нагайбак, Табинск, Ельдяк и Красноуфимск, из которых о каждом месте известное ныне обьявляется».

О Красноуфимской крепости: «Красноуфимская крепость, на Сибирской же дороге в вершине реки Уфа, по течению ее с левой стороны (ошибка – прим. автора), смежно к Кунгурскому уезду  и Екатеринбургскому ведомству от Елдятской194,от города Уфы 255, от Оренбурга – 687, от Кунгура – 100, от Екатеринбурга – 184 версты. Гарнизон ее состоит из одной роты пехотной да из 300 служилых казаков. Жительства в ней дворов до трехсот. Для укрепления снаружи сделан палисад, а внутри рубленый замок, в котором церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Целителя и чудотворца Николая, канцелярия и воеводский дом. Она так же как и Елдятская крепость, построена в 1735 и в 1731 годах, для всяких наблюдений за башкирцами Сибирской дороги и чтоб требующихся из Екатеринбурга железные припасы, получив сухим путем, отправлять отсель до города Уфы водою».

Подробнее: «Наш край глазами известных путешественников»

В 2019 году, в День города Красноуфимска, ожидается двойной праздник. В этом году отмечается 100-летие прихода первого поезда на станцию Красноуфимск и 100-летие красноуфимских железнодорожных предприятий: дистанции сигнализации и блокировки (ШЧ-14) и локомотивного депо, которое теперь реструктуризировано на три предприятия (ТЧЗ-16, СЛД-61, ТМХ Сервис), а в годы становления просто паровозного депо станции Красноуфимск, в те времена (1919 год) Казанбургской железной дороги.

Этой статьёй мы открываем серию публикаций об истории строительства Казанбургской железной дороги, об истории возникновения железнодорожных предприятий и о славных династиях красноуфимских железнодорожников.

В газете «Городок» в разные времена были опубликованы материалы Валерия Дмитриевича Ганькина, почётного краеведа, который в течение долгого времени занимается изучением истории строительства Казанбургской железной дороги.

Сегодня мы публикуемего краткий рассказ.

Красноуфимск изначально был образован как крепость, затем по реформе Екатерины II в 1781 году стал уездным городом, и как уездный город он занимал обширную территорию. Было 44 волости с населением на 1917 год 200 тысяч человек. Как уезд, он был связан с окраинами и делился на сельскохозяйственные и горнозаводские районы. А связан был с пермскими, шалинскими окраинами, частью северо-востока Челябинской области. То есть, чтобы попасть в уездный город, нужно было на чём-то добираться. Было четыре сухопутных дороги, самая главная из них - Московская, или, как её называли, Сибирский тракт: от Москвы до Иркутска. Вторая дорога - Златоустовская - сегодняшняя на Башкирию. Третья дорога - в сторону Нязепетровска, которая называлась Ураимской дорогой. И четвёртая дорога была малоизученной - Бирский тракт - через Нижнеиргинск на Бирск. Водным путём служила река Уфа, по которой один раз в год в большое половодье сплавляли продукцию Артинского, Нязепетровского, Саранинского и других заводов.

Подробнее: "Чтобы нам избежать голода - нужно строить железную дорогу на Красноуфимск"

1868 г - опубликован проект Уральско-Сибирской железной дороги, проект южного её направления: Казань - Сарапул - Красноуфимcк - Екатеринбург - Камышлов - Тюмень, автор Е.В. Богданович;

1903 г. - АО «Московско-Казанская железная дорога» («МКЖД») предложено строительство линии от ст. Чепца через г. Осу на г. Красноуфимек и далее на г. Екатеринбург:

1906 г. - Красноуфимская уездная управа вышла в правительство с предложением о строительстве ветки Кунгур - Красноуфимек, Управление МПС отклонило его ввиду затруднительного состояния государственной казны:

1910 г. (лето) - несколько партий инженеров провели изыскания но направлению предполагаемого строительства новой железной дороги, изыскания коснулись окрестностей г. Красноуфимска;

1911 г. (март) - в результате конкурсного отбора разрешение на строительство магистрали Казань - Екатеринбург получило АО «МКЖД»;

1913 г. (14 мая) вышел Высочайший указ, утвердивший строительство линии Казань - Екатеринбург;

Подробнее: Памятные даты железнодорожной линии Казань-Екатеринбург

Фамилия - наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. По происхождению слово и фамилия являются латинским словом; в русский язык попало из языков Западной Европы и по началу в России употреблялось в значении «семья».

Фамилии людей не возникли в какой-нибудь год, они появились на протяжении последних 500 лет. Даже во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что 75% сельского населения не имеют фамилий, а довольствуют уличными фамилиями, известными только в ближайшем соседям.

Наследственное имя семьи на Руси появилось довольно поздно - в конце 15-го века. Это было привилегией правящих слоев - бояр и дворян. В начале фамилией становились отчества, прозвища, указания на род занятий, этнической принадлежности или месту рождения.

Официальное юридическое закрепление индивидуальных фамилий у князей, дворян и ряда ремесленников придворного штата произошло в 1555-ом году при составлении «Государева родословца», зафиксировавшего известные знатные фамилии.

Огромный количественный рост фамилий произошел в Петровскую эпоху, когда введение обязательной и гражданской службы для дворян делает все дворянское сословие обладателями стабильных личных фамилий, а создание регулярных армий и флота становится причиной офамиливания значительной части недворянского населения (крестьян и ремесленников, мещан и беглых).

Многочисленный слой населения составляли служители церкви. Духовенство начало получать фамилии лишь в конце 18-го и первой половине 19-го века.

Подробнее: Кое-что о фамилиях

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

перед эти кодом