Почему они все-таки Озерки?

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

История нашего края таит в себе немало тайн и загадок. Чтобы разрешить их нам, сегодняшним, порой приходится прикладывать немало усилий. И важно при этом не уйти с верного пути самому и не увести за собой любознательных, но доверчивых современников и потомков.

"Уж сколько раз твердили миру..."

В начале вынужден повториться. Мне уже не раз приходилось со страниц местной прессы призывать своих коллег-краеведов внимательнее относиться к источникам информации, со всей серьёзностью проверять и перепроверять сообщения отдельных авторов, чтобы, не дай Бог, не стать распространителем ложных, сомнительных сведений. Дело в том, что в последнее время при отсутствии цензуры в печати появляются явные псевдоисторические фальшивки, авторы которых преследуют вполне конкретные цели. Особенно много такой, с позволения сказать, литературы появилось во время пресловутого "парада суверенитетов", когда, хватая охапками власть, национальные князьки, с попустительства руководства страны, поощряли издание литературы, явно пропагандистской, направленной не только на создание выгодной версии отечественной истории, но и на разжигание межнациональной розни, извращение, принижение или вовсе отрицание ведущей роли русского народа в создании нашего государства. Уж очень хотелось некоторым перетянуть одеяло истории на свою сторону, в ущерб ближним соседям, решить за их счёт свои собственные проблемы. Строить новое самосознание собственного народа за счёт унижения других народов просто подло. "Благодаря" этим потугам, например, та же Казань, шутка сказать, оказалась старше самой Москвы! А пройдёт время, и представители следующих поколений уже не зададутся вопросом: а так ли это на самом деле, поскольку эта сказка станет одним из дутых исторических стереотипов, которые не подлежат ревизии и сомнению. Так что подобные выстрелы производятся обычно по отдалённому будущему.

Ещё долго камни псевдоистории, брошенные в 90-х, будут падать на головы наших потомков, которым уже не разобрать, кто же первым пустил гулять по людским умам эти бредни...

Своей важной задачей лично я считаю приложение максимума усилий для развенчания псевдоисторических мифов и выведение их распространителей на чистую воду. Призываю всех честных людей поддержать меня в этом непростом деле. Тем обиднее, когда уважаемые мной люди из неких побуждений ступают на скользкий путь фальсификации.

"А был ли мальчик?"

Копаясь в архивных документах, повествующих об истории нашего края, я невольно задавался вопросом: а почему, собственно, явно башкирское селение, одно из самых древних в нашем красноуфимском крае, называется даже в самых ранних исторических документах явно по-русски - Озерки? К слову, в архивах сохранились лишь документы, написанные русскими людьми на русском языке, что для этой ситуации является существенным. Надо сказать, что этот вопрос не давал мне покоя с самого детства, поскольку я вырос в этих местах. Как-то мне посчастливилось поделиться своими сомнениями с глубоко уважаемым, авторитетным краеведом Л.С. Зеленцовым. Оказалось, что он, пытаясь разобраться в том, куда же подевались прежние хозяева края - башкиры, тоже был озабочен этим вопросом.

Из редких публикаций, авторы которых пользовались явно сомнительными источниками, выходило, что Озерки якобы именовались по-тюркски Карасьим озером. К сожалению, некритически поддался этому обольщению и уважаемый мной краевед В.Д. Ганькин, опубликовав в одном из номеров "Городка" как факт именно это тюркское название деревни, которое мне здесь не хочется повторять. Русский его перевод я привожу только для того, чтобы наиболее безоговорочно его опровергнуть. Дело в том, что автору этих строк уже приходилось замечать Валерию Дмитриевичу на неадекватность таких выводов, но мои замечания оказались им не услышанными. А жаль...

Нелепость предлагаемого нам тюркского названия деревни выявляется очень легко. Дело даже не в том, что нет в нашем краю прецедентов, чтобы местные башкирские названия переводились на русский лад, а, как правило, сохранялись оригинальные. Самый убийственный для этой версии аргумент, выводящий на чистую воду фальсификаторов истории, - это полное отсутствие здесь всякой фактической основы для самой возможности появления такого названия! Л.С. Зеленцов был честным и ответственным краеведом, у которого нынешним его коллегам есть чему поучиться. Дело в том, что для того, чтобы выяснить всё досконально, развеять лишние сомнения, он выезжал на место, дабы увидеть всё собственными глазами и услышать собственными ушами, в отличие от фантазёров от краеведения, которым лень оторваться от стула, прежде чем пускать в народ свои нелепые фантазии. Так вот, Леонид Сергеевич был удивлён, когда не нашёл ни в самих Озерках, ни вокруг этой деревни ни одного, даже самого маломальского озерца!

Мне же, для того чтобы убедиться в этом, не нужно было лишний раз никуда ехать. С удочкой и спиннингом я исходил эти места вдоль и поперёк. Ведь именно здесь, у Озёрок, находятся мои самые любимые с детства рыбные места. Ещё будучи мальцом, проезжая по этой местности, я наивно интересовался у взрослых: "А где же тут озёра?", понимая примитивную логику: раз деревня называется Озерки, значит, здесь должны быть эти водоемы! Вместо ответа взрослые каждый раз махали руками по разным сторонам, мол, вон там, пытаясь прикрыть собственную неосведомленность, дескать, поспрашивает и отвяжется. Но, к счастью, я так и не отвязался, повзрослев, сам убедился в том, что ни там, ни там никаких озер вовсе нет! Да, есть в Озерках две старицы - одна прямо возле деревни, другая, более старая, заросшая ивняком и черёмушником, чуть ниже по течению Уфы, на её повороте, там, где в реку с противоположной от деревни стороны впадает большой ручей, в местности, которую здешние рыбаки называют "у Фаттаховской избушки" или просто "у Фаттаха", увековечив таким образом в памяти имя некого здешнего пасечника. Вот и всё. Но ни наши предки, ни мы, теперешние, никогда не назовём старицу озером! Поскольку до сих пор умеем отличать прежнее русло реки от замкнутого естественного водоёма, а уж наши предки, для которых источники воды были важной жизненной необходимостью, знали это куда лучше нас. Тем более что в момент появления названия деревни старица наверняка была руслом реки, поскольку деревни чаще закладывались в непосредственной близости от проточного, а значит, более здорового водоёма. Так что какое там Карасье озеро!? Даже русифицированное название деревни, привлекая разгорячённую фантазию, ещё можно попытаться хоть как-то объяснить: дескать, русские впервые приехали сюда в конце весны, когда в низинах ещё держалась талая вода... и далее в том же духе, насколько хватит разыгравшегося воображения, то с карасьим озером - вообще глухо! Высосать из пальца этот топонимический новодел мог только нечистоплотный человек, ни разу в этой местности не бывавший. Если кто-нибудь из тех, кто распространяет подобные версии в народе, покажет мне рядом с Озерками хотя бы одно, пусть даже самое захудалое озерцо, в котором водятся караси, то я возьму свои слова обратно и публично извинюсь перед своими читателями!

И все же, почему Озерки?

Придирчивый, внимательный читатель наверняка заметит, что если здесь нет озёр, то и русское название деревни тоже не имеет для своего появления физической оснбвы. И это совершенно справедливо! В том-то всё и дело! Именно это обстоятельство и смущало нас с Л.С. Зеленцовым. "Карасье озеро" - это лишь фантазийная, чуть дополненная нечистоплотными, ни разу не бывавшими здесь авторами, калька с русифицированного названия деревни. Но как появилось само это русифицированное название?

Помню, как я поделился с Леонидом Сергеевичем своими наблюдениями. Живя здесь с детства, общаясь с земляками, - благо ребята из Озёрок в то время ещё учились в нашей Натальинской школе, а взрослые озёрцы работали на Натальинском стекольном заводе, - мне не раз приходилось слышать, как местные жители называют свою деревню словом "Азурка"! Это моё наблюдение вызвало у Л.С. Зеленцова бурную реакцию: как оказалось, и он, несколько раз побывав в этой деревне, также слышал от озёрцев именно это слово, но сомневался, правильно ли он разобрал его, а моё замечание развеяло его сомнения. Именно от этого загадочного для нас слова могло появиться русифицированное название "Озерки" как наиболее близкое для русского языка по звучанию, но никак не по смыслу. Вот подобные-то языковые превращения для нашей местности - не редкость!

Вот это уже может быть ближе к истине! Я не являюсь даже маломальским знатоком тюркских языков и никогда этого не скрывал. Думаю, что лучше меня это слово-топоним смогут расшифровать-перевести те, кто разбирается в языках гораздо лучше меня. Но пару собственных версий, что называется для затравки, всё же выскажу.

Возможно, что это слово возникло от корневой основы "аз"-"ас". Но эта версия - самая слабая, поскольку эти корни чаще встречаются в индоевропейских языках. Более, опять же на мой неискушённый взгляд, правдоподобной может быть версия с происхождением этого названия от тюркского слова "зур", что по-русски означает "большой". Не знаю, есть ли в тюркских языках, как в некоторых европейских, нечто вроде неопределённых артиклей типа "а", несущих в себе определённый смысл, но в этом случае разгадка этого ребуса сложилась бы - "а" + "зур" и окончание "ка"! Но утверждать этого однозначно я не возьмусь, поскольку в этом случае сам стал бы очередным фальсификатором истории. А может, приставка "а" имеет некое собственное значение? Вполне возможно, что и слово "азурка" само по себе может что-нибудь означать. Может оно оказаться даже неким собственным именем...

Поэтому я призываю неравнодушных, честных и вдумчивых исследователей, владеющих тюркскими языками, помочь нам всем в разрешении этой исторической загадки. И при этом постараться не создавать новых псевдоисторических построений.

Сергей Русинов, краевед г. Красноуфимск

 

//Городок. – 2012. – 16 нояб. (№46). – С. 18-19

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ