Гражданская война в нашем крае

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Гражданская война в нашем крае началась 25 мая 1918 года с мятежа чехословацкого корпуса, эшелоны которого растянулись по железной дороге от Пензы до Владивостока. На это выступление возлагали главную надежду империалисты Антанты, - надеявшиеся превратить корпус в ударную силу интервенции. Под прикрытием корпуса они хотели сформировать крупные белогвардейские армии на территории России.

Чехословацкий корпус был создан в Россия в конце первой мировой войны из военнопленных и перебежчиков (чехов и словаков), которых насчитывалось до 200 тысяч. Корпус предполагалось перебросить во Францию, однако революция 1917 года не позволила осуществить этот план. Весной 1918 года Советское правительство разрешало пропустить корпус во Францию по его просьбе через Владивосток, предложив его командованию сдать основную часть оружия и удалить из командного состава русских белогвардейцев. Но командование корпуса обмануло Советское правительство, не выполнив обещание.

Мятеж вызвал волну антисоветских волнений внутренней контрреволюции, поддержанной частью крестьянства. Опасность этих выступлений усиливалась отсутствием регулярной армии у Советской страны.

Для организации обороны Урала сюда прибыл народный комиссар по военным делам Н. И. Подвойский с группой работников высшей военной инспекции. 29 мая 1918 года ВЦИК принял Декрет о принудительном наборе в РККА трудящихся из наиболее угрожаемых областей и промышленных районов. По призыву Уральского областного комитета РКП (б) почти все Коммунисты были призваны под ружье. Во всех уездах и волостях были созданы военкоматы. Из Перми в Кр|сноуфимский уезд на борьбу с белочехами и внутренней контрреволюцией в середине июня 1918 года прибыл Мотовилихинский отряд коммунистов во главе с А. Л. Борчаниновым. В Екатеринбурге был образован революционный штаб Уральской области. Полевые штабы были созданы на главных направлениях намечавшегося фронта.

В начале июня 1918 года чехословаки и белогвардейцы были разделены на три основные группы, самой сильной из которых была Северо-Урало-Сибирско-Оренбургская. Очень сложным оказалось положение красногвардейских отрядов в районе Красноуфимска - Нязепетровска - Кусы и Месягутово, где за оружие взялись около пяти тысяч местных мятежников. Упорные бои на Урале начались с 8 июня 1918 года, когда белочехи предприняли решительное наступление на Екатеринбург.

12 нюня 1918 года В. И. Ленин подписал Декрет СНК о призыве на военную службу рабочих и на эксплуатирующих чужого труд? крестьян, родившихся в 1893—97 годах.

Мобилизация мужчин этих возрастов в Красноуфимском и в соседних с ним уездах проходила в очень сложной обстановке из-за волнений кулачества и других контрреволюционных элементов. В Новотроицкой волости, например, восставшие имели более ста винтовок. Они окружили село Новотроицкое окопами и упорно сопротивлялись красногвардейским отрядам, посланным на подавление мятежа. Первый такой отряд из 42 человек ими был разбит, поэтому пришлось направить второй отряд в 150 человек. Об этом говорилось в оперативной сводке за 13 нюня 1918 года. В сводке за 17 июня сообщалось о появлении небольших конных и пеших отрядов белогвардейцев в районе Большой Оки, Нязепетровского, Новозлатоустовского и Верх- Артинского заводов, а также о накоплении белочехов в районе Кыштыма.

На защиту Урала поднимались рабочие заводов и крестьянская беднота. К станции Аргаяш, где создавался заслон против чехов и белогвардейцев, двигавшихся на Екатеринбург, направлялись отряды из многих уральских городов и рабочих поселков. 31 мая из Петрограда выехал на восток отряд пехоты в 1000 человек, а 11 июня — латышский отряд и саперный отряд особого назначения. Из Москвы было направлено на Урал около 200 коммунистов.

Но было немало неразберихи и неорганизованности в действиях наших отрядов в боевых условиях, особенно в первое время, поскольку фактически единого управления ими не было. Большинство командиров отрядов были выборными и поэтому не всегда считали нужным исполнять получаемые ими приказы и директивы, к тому же многие из командиров имели слабое понятие о военной тактике, а бойцы нередко не умели пользоваться оружием, выполнять команды...

Отсутствие элементарных военных навыков тяжело сказалось в боях с хорошо обученным, вымуштрованным врагом. Член высшей военной инспекции Р. И. Берзин так описывал один из боев под Миассом: «Ког-да был отдан приказ занять несколькими отрядами боевой участок, выставить сторожевую охрану, держать связь по фронту и в глубину, то оказалось, что обо всем этом дружинники и понятия не имели. Шли кучками вперед, при малейшем шорохе или своем же выстреле где- нибудь справа или слева сразу же открывали беспорядочный огонь, стреляя без цеди, не видя противника, а соседи, не имея связи, воображали, что идет наступление врага...».

13 нюня все части и отряды, действовавшие против чехов и белогвардейцев на Северном Урале, образовали Северо-Урало- Сибирский фронт, командующим был назначен Р. И. Берзин. 19 июня при штабе фронта был создан политический отдел. Несколько забегая вперед, скажу, что 20 июля 1918 года войска этого фронта были сведены в Третью армию и подчинены Восточному фронту, созданному несколько раньше.

Между тем 14 июня 1918 года в южной части Красноуфимского уезда появились из Уфимской губернии контрреволюционные банды, преимущественно из многоземельных башкир, предводительствуемые офицерами, бывшими урядниками и местными кулаками. Они жестоко расправлялись с советскими и партийными работниками, со всеми, кто сочувственно относился к Советам («Правда», 25 июня 1918 года)».

Из сводки за 19 нюня: «В районе Красноуфимска казаки и башкиры, поддержанные чехословаками, восстали, численность их доходит до 2000 человек».

На подавление восстания были направлены рабочие отряды из Артей, Сараны и Мотовилихи, объединенные под общим командованием А. Л. Борчанинова. В оперативной сводке за 20 июня сообщалось, что селения Большая Ока, Артинское, Новозлатоуст и Поташка в течение 14-18 июня были захвачены бандами башкир и кулаков, а 18 июня «отряды Красной Армии после упорных боев заняли Поташку и всю Новозлатоустовскую волость. Советы восстановлены. Отряды продвигаются в Уфимскую губернию. В Месягутовской волости наши отряды теснят до 5 тысяч восставших. 19 июня деревня Веселовка (около Златоустовского) занята казаками».

Таким образом, к 20 июня 1918 года сложился фронт нашей обороны на линии Артинский завод - Новозлатоустовское - Поташка - Нязепетровск. 22 июня белогвардейцы сожгли мост через Уфу в районе Нязепетровского завода. Из разведывательной сводки за 28 июня: «В районе Нижнесергинский - Белокатай

- Месягутовская волость. 3000 пеших и 800 конных мятежников из кулаков и башкир».

24 июня местные отряды Красной Армии сосредоточились в селе Сажино, куда прибыл Красноуфимский уездный ревком. 25 июня отряды А. Л. Борчанинова заняли село Большая Ока, 28 июня - село Ямаши, где к ним присоединились отряды из селений Тастуба, Дуван и Ногуши.

Неспокойно было и в самом уездном центре - городе Красноуфимске. Яков Семенович Анфалов вспоминал: «В Красноуфимске осталось 65 красноармейцев под командованием Агапитова Сергея, который защищался со стороны Александровского. Повстанцев было несколько тысяч человек, но взять город сразу они не смогли (плохо вооружены были)... Отряд под моей командой в числе 350 человек направился на Красноуфимск, которым без боя взяли. На второй день взяли Ачит».

Вместе с комбедами волостные военкоматы были форпостами Советской власти в деревне. К 15 августа они были созданы во всех волостях Красноуфимского уезда, работали под руководством уездного военкомата. Трудно было с вооружением вновь формируемых отрядов Красной Армии. Уездный военкомат получил 17 июня для вооружения красноармейцев из отдела вооружения Уральского облвоенкомата 100 винтовок, пулемет «кольт» с машинкой для набивания лент патронами, 95 тысяч патронов для винтовок, 28 патронов для револьвера «наган» и 30 комплектов для чистки винтовок. 26 июня ими же было получено из областного арсенала 300 винтовок, пулемет «кольт» с машинкой для набивания лент патронами и 120 тысяч патронов к винтовкам. 21 нюня Артинский совдеп получил из областного арсенала 2 винтовки «гра» с 300 патронами, пулемет «кольт» с 4 лентами и машинкой для набивания лент

патронами. Потребность же в вооружении была значительно больше.

Вскоре чехи и белогвардейцы прорвались к станции Кузино и взяли в полукольцо Екатеринбург.

В телеграмме Н. И. Подвойскому 19 июля В. И. Ленин писал: «Чехословацкая (и кулацкая) опасность так серьезна, что надо ускорить передвижку войск на чехословацкий фронт».

На следующий лень, 20 июля, В. И. Ленин писал Зиновьеву, Лашевичу и Стасовой: «Необходимо двинуть максимум рабочих из Питера... Иначе мы слетим, ибо положение с чехословаками из рук вон плохо».

С 23 июля в Екатеринбурге началась стрельба, а 25 июля город был захвачен врагами.

С оставлением Екатеринбурга строительство полевых частей Красной Армии на Урале вступило в новую стадию. Отрядный период борьбы ухолил в прошлое. 29 июля ЦК РКП (б) вынес специальное постановление . «О мерах укрепления советских войск Восточного фронта», в итоге указал, что судьба революции решается на Волге и Урале. Главным средством изменения обстановки на Восточном фронте ЦК партии считала массовую мобилизацию коммунистов, которые смогли бы усилить партийное влияние в войсках и тем самым повысить их боеспособность.

Всего в период гражданской войны Урал мобилизовал в Красную Армию более 20 тысяч коммунистов.

В течение августа-ноября были перестроены организация и управление войсками на Урале. Части 3-й армии были сведены из разрозненных отрядов и групп в дивизии и бригады, и она превратилась в регулярную армию.

Д. ГУБАНОВ, краевед, п. Ключевая

// Вперед. — 1990. — 3 авг. — C. 2.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ