Абдулино - есть город Аблулино в Оренбургской области, ближайшее Абдулино в Мечетлинском районе, основано около 1792 года; топоним от имени Абдуллах, которое среди почетных у мусульманского населения: отца Пророка Мухаммеда и его четвертого сына от наложницы Майрам звали так же, имя арабского происхождения, пришло к башкирам и татарам после принятия ислама при хане казанском Узбеке в 1313-1326 гг.; от этого топонима фамилии Абдулов, Абдулин, Авдухов, Абдулханов, Габдулхаков и т.п.
Агарзя - название деревни и станции в Чернушинском районе; отсюда партизанский отряд В.К.Блюхера 14 сентября 1918 года дал телеграмму о выходе к красным частям; при Московско-Казанской ж.д. (с 1919 по 1929 г.г), Пермской (с 1929 по 1936 г.г.) и при Казанской железной дороге (с 1936 года) здесь был оборотный пункт паровозов, сохранилась водонапорная башня, а историческое здание станции "благодарные" потомки превратили в руины; от "агир-агры". с татарского "агар" - проточный, текучий; топоним от характера речки; название Агры-за - райцентра и станции в Татарии - из этого же источника.
Азигулово - название села (бывшего волостного центра Красноуфимского уезда) в Артинском районе, основано около 1655 года; в Татарии есть топоним - Азнагул, Азнагулов, Азналы; может быть, от "озын куллы" - 1. нечистый на руку; 2. драчун, забияка; топоним, скорее всего, от имени первопереселенца: есть личное имя Азим - это от "газим" - что означает: 1. богатырь; 2. дальновидец; 3. содержатель дорог. Башкиры - вотчинники этого села считали себя аристократами, а остальных называли калмыками, которые были кровными врагами всех башкирских племен и родов.
Акбаш - название села в Нижнесергимском районе; есть свой Акбаш в Пермском крае, в Татарии, в Башкирии, в Оренбургской области - Акбашево; "ак+баш" - белая голова, белая вершина, а также - седой, седовласый.
Аликаев камень - или от марийского имени Аликай, или от татаро-башкирского личного имени Алкай; в Татарии есть населенные пункты Алкай, Алкаево; в Красноуфимском районе известный географический объект - природный памятник доисторического периода, состоящий из твердых пород пермской эпохи, т.е. их возраст почти 230 млн. лет; личное тюркское имя Аликэй восходит к имени 4-го халифа Али.
Арасланово- название деревни и станции с 1916 года на Западно-Уральской дороге (линии Лысьва - Бердяуш) в Нижнесергинском районе: основана по договору от сентября 1695. С арабского "арелан" - лев; с татаро-башкирского - орел; есть свое Арасланово в Татарии; по легенде первопереселенцем был Араслан, выходец из-под Камы, из Строгановских земель, женился он на башкирке из деревни Шокурово, известно имя его сына - Габбас (1744-1824 г.г).
Подробнее: Топонимы нашего краяИзвестно, что Красноуфимский уезд, образованный из бывших владений Кунгурского и Оханского уездов при Екатерине II (Великой) в 1781 году, занимал не только обширную территорию юго-запада Пермской губернии, но имел кроме уездного Красноуфимска ряд крупных горнозаводских поселений. Так как в последние годы возродился и местнический патриотизм, может быть, нижеследующий материал будет полезен и интересен. Данные на конец 19-го столетия.
"В 42-х верстах от Билимбаевского завода и в 73 верстах от ст. Тарасково Пермь-Тюменской железной дороги, в сторону от Большого Сибирского тракта" находится Нижне-Сергинский чугунноплавильный и железоделательный завод, принадлежащий товариществу Сергинско-Уфалейских горных заводов.
Завод расположен в Красноуфимском уезде, в 20 верстах от ст. Гробово, лежащей на Большом Сибирском тракте.
Завод построен в 1742 г. на башкирских землях и принадлежал Губину, от которого товарищество приобрело его вместе с другими заводами в 1881 г. Селение расположено на большом пространстве как в котловине, так и по увалам гор. В заводе числится до 14 тыс. жителей, и он считается одним из крупнейших населенных пунктов во всем Красноуфимском уезде. В заводе имеется общественный клуб, общество потребителей, две церкви, 4 школы, много лавок и магазинов, почтово-телеграфное отделение, заводская больница, памятник Александру 11 и пр.
Завод выплавляет до 450 тыс. пудов чугуна, вырабатывает стали в болванках и отливках более 720 тыс. пудов, стали сортовой, листовой и проч. до 17 тыс. пудов.
В Сергинском округе имеется до 18 рудников бурого железняка, на которых ежегодно добывается до млн. пудов руды с содержанием от 42 до 48% железа.
Продукты отправляются сплавом по р. Уфе и по Пермь-Тюменской железной дороге.
В 2-х верстах от завода находятся Сергинские минеральные воды. Серный ключ истекает у подошвы крутой горы и на берегу р. Серги, впадающей в Уфу. Когда и как открыт этот источник - неизвестно, но с 1832 года он посещается больными и оказывает благодетельное действие против многих болезней. По химическому составу ключ этот принадлежит к холодным солено-сернистым водам.
При источнике устроены комнаты и курзал. Воды находятся в аренде у доктора В.А. Доброхотова.
Подробнее: О некоторых поселениях уезда"Берегись козла спереди, лошади сзади, а человека отовсюду".
"Забылось вот это - то ли в 35-ом, то ли в 36-ом был вот этот случай. На 1497 километре энта история приключилась, а место это между станциями "Ключевая" и "Кленовская". Люди постарше помнят минувшие времена, когда "железка" была довольно людная, особенно на перегонах: сколько жило в казармах одних только путейских работников - обходчиков, бригадиров, дорожных мастеров. Обычно жилым помещением были казармы, рассчитанные на несколько семей (как правило, на четыре). Хлопотно и дружно жили, да и не без прибавки - в семьях-то ребятни было не менее пяти, - то ли природные факторы на то влияли, то ли правила такие были, трудно сказать, но рожали справно и по-старомодному, понимай, в стационарных условиях: редко фельдшерица успевала к такому ответственному семейному мероприятию. Чуть не забыл сказать: казармы эти по обыкновению называли по фамилии бригадира пути. Так поблизости, в соседних околотках и пикетах, были казармы "Шишоринский", "Мешковский". Тутока, в одной из казарм, было сложное помещение, которое называли "ремонтная". На этом же околотке дорожным мастером был Копылов Василий Павлович. Человек он был не только знаток путейского хозяйства, но и не робкого десятка. К слову сказать, места кругом были безлюдные. Бывалочи, пройдёт поезд - товарняк ли, рабочий, редкий пассажирский - нарушая окрестности гудком протяжным, перестуком колёсным. Зверья было поту и эту сторону линии полно - зайцев, тетеревов, рябчиков. Лоси выходили на путь, - это у них считалось обычным занятием: лизали соль на насти железнодорожной, принимали положенную им процедуру. Обычно дорожного мастера сопровождал бригадир, но Василий Павлович игнорировал такое сопровождение. В тот памятный день дорожный мастер должен был привезти очередную получку, бригада об этом знала, что к обеду в ремонтной они (числом около девяти человек) распишутся в ведомости. К положенному времени путейцы вместе с бригадиром подкатили на "Беде" к околоточным казармам. Была такая самоходная тележка наручном приводе (один человек справлялся), было у неё техническое наименование, но в обиходе прозвали "Бедой", - это, скорее всего, потому что на ровных местах, на спусках она шла без усилий, но на подъёмчиках приходилось упираться, попотеть. Вот бригада подкатила, сняла с путей "Беду" эту и - в ремонтную, а там - никого. Обычно и не занятый на путях народ тут же занимался каждый своим делом - женщины кашеварили, стирали, ягодничали поблизости, ребятня неугомонная путалась под ногами, а тут никого. Давай по квартирам обходить. А там тоже пусто. Что это - слышны голоса из подпола, к тому же они надёжно подперты: поставлены палки, жердины, да так надёжно, что не выйдешь, - подперты к потолку. Понятное дело вызволили невольных пленников, давай спрашивать: "Где "Копыл" (за глаза так называли своего дорожного мастера)? В чём дело?" Так перепуганные жильцы рассказали следующее: неожиданно по единственной дорожке, ведущей к Сибирскому тракту, появились с гиком верховые, также допытывались о дорожном мастере, после всех загнали в подпол и - исчезли. Так вели разговоры с домочадцами - появился и дорожный мастер. Он тоже был в волнительном положении. С его слов выходило так: сошёл он с товарняка, который его подбросил до Красноуфимска, пошёл по обыкновению в ремонтную. По какой-то причине (по-человечески понятной) пошёл не в известное место, а в стайку (ведь на околотках живности держали всякой) - и в этот момент и появились неожиданные разбойники на конях. Имея при себе изрядную сумму деньжат, он сразу почувствовал неладное и давай искать укромное место в стайке. Стояла там колодка на чураках, так он при своём неплохом телосложении забился под неё и лежал там, ни жив, ни мёртв. Разбойники же не сразу ушли с территории околотка - бегали по двору, шарили по постройкам, да как-то обошлось. По всему выходило, что знали эти "варнаки", когда приедет с получкой дорожный мастер, всё точно рассчитали, знали откуда-то заранее. К счастью, Василий Павлович оказался везучим. А разбойники те адресов своих не оставили. Советую читателям найти то место на линии железнодорожной, прикинуть, откуда могли объявиться варнаки, неистребимые аж в суровые 30-е годы".
Автор уведомляет, что сюжет для рассказа предоставил известный ветеран войны и труда, старожил тех мест - П.Л. Гребнев.
Валерий Ганькин
// Городок. – 2010. – 23 июля (№30). – С. 19
Думаю, что даже старожилы Красноуфимска были удивлены громом в первой декаде сентября. Особенно интенсивным были грозовые явления в ночь с 8-го на 9-е сентября.
Такое необычное явление в осенний сезон - не редкость, хотя считается, что с Ильина дня (2 августа) - последнего летнего праздника - грозы прекращаются: «Илья грозы держит».
Метеорологические наблюдения на Урале ведутся с 1836 года - со времени открытия в Екатеринбурге станции по наблюдению погодных явлений.
Картина грозовых явлений такова: первые грозы, - самая ранняя - 1 апреля, самая поздняя, соответственно - 29 августа, средняя - 14 мая; последние грозы, соответственно 4 августа, 24 декабря и 27 августа.
Для примера: в 1957 году гроза прогремела 24 декабря; если не изменяет память, то за полчаса до Нового года в 1970 году шел дождь, гремел гром и сверкали молнии.
В народной хронологии есть такие наблюдения: «Гром в сентябре предвещает долгую осень», «Если осенью гремит гром, то зима скоро не наступит», «На Семена -последняя гроза» (Семенов день - 14 сентября – начало «Бабьего лета», - до 21 сентября).
В местной печати был, как всегда, опубликован прогноз погоды. Он, как всегда, на этот раз не оправдался.
Валерий Ганькин
Ганькин В. Гроза в сентябре/ В. Ганькин // Городок. -Красноуфимск, 2003. - N 39. - С. 13.
Характерно: экспансия Московского государства имела успех лишь «на встречь солнцу»- на востоке. На юге военные экспедиции россиян нередко терпели неудачи от воинственных степных племен, на западе - от норманнов, тевтонцев. А вот на востоке военные походы новгородских ушкуйников, Ермака, проникновение русских земледельцев 16-18 веков способствовали русской колонизации необъятных просторов Сибири, Дальнего Востока и даже... Америки. И все эти походы непременно шли через Уральский хребет, который тогда носил названия Камень, Югорский камень, Каменный пояс.
К 15-16 векам было известно 5 важнейших путей через Камень. Наиболее совершенной была новая прямая дорога, соединившая Соль Камскую с течением Туры, в верховьях которой был выстроен город Верхотурье. Мы знаем эту дорогу как Бабиновскую, так как она строилась по инициативе крестьянина из деревни Верх-Усолка Соликамского уезда Артемия Бабинова.
321 год назад (в 1783 г) был открыт Главный Сибирский тракт (от Казани через Сарапул, Оханск, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск), связавший густонаселенные уезды и горнозаводские центры.
Но не все знатоки знают, что была еще одна дорога, так называемая старая Казанская, - самая древняя из названных. Вот что о ней можно узнать из печатных трудов: «Старая Казанская конная дорога - от Казани вдоль Камы, Белой и Уфы и за Уралом выходила в верховья Исети и Миасса, оттуда пути шли в разные районы Западной Сибири. Возможно, ею пользовались и скифы. Русские ею пользовались главным образом для поездок в Башкирию, но не в Сибирь. Впрочем, в 1692-95 годах была совершена поездка русского посольства в Китай, маршрут этой миссии пролегал частично по старой Казанской. А вот у башкир она была популярна, так как связывала, разные племена, населявшие пред уральские и зауральские земли (из книги «Как были открыты Уральские горы», 1989 г).
Подробнее: О старой казанской дороге