Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

Старые люди помнят о знаменитых Большеокинских ярмарках и базарах, которые учреждены соответственно в 1898 и 1865 годах.

Красноуфимский уезд был и горнозаводские предприятим, сельскохозяйственным регионом Пермской губернии. Здесь имелось десять действующих заводов (ближайшие к Большой Оке - Артинский, Саранинский). В них производились котлы, сковородки, лопаты, топоры, ломы, пилы, стекло, гвозди, бумага и др. В одном Артинском косном заводе перед 1917 годом выпускалось в среднем до тысяч кос в год.

Огромное развитие получила кустарная промышленность. Продукция умельцев из Нижней Сараны и Артей пользовалась огромным спросом не только на местном рынке, но и по всему Уралу, даже в Сибири. Это молотилки, самоброски, разные виды плугов, серпы и другие.

Кроме того, были развиты и другие промыслы: по металлу, дереву, коже, ткацкому делу и прочему. Ярмарки и базары в Большой Оке притягивали население волостей - Артинской с населением 10150 душ (на рубеже 19- го и 20-го веков), Сажинской - 7486, Новозлатоустовс- кой - 4679, Шокуровской - 4946, а также население пограничного Златоустовского уезда Уфимской губернии.

Базары в Большой Оке были еженедельные - по вторникам, а ярмарок было две пятидневных - 20 февраля и 15 ноября (по старому стилю).

«Базар и ярмарка проходили в хорошо оборудованных рядах в самом центре села. Они представляли собой десятки лавок и ларьков, выстроенных в четыре параллельные линии. Территория базара была огорожена высоким дощатым забором. С каждой из четырех сторон имелись большие ворота. Кроме ларьков здесь располагались складские помещения, большие базарные весы для взвешивания возов. Основные предметы торговли: зерно (рожь, ячмень, овес); мука (ржаная, пшеничная, ячневая); крупа, овощи (картофель, лук, огурцы); масло конопляное; волокно; мясо; соль; масло; молоко; мед; яйцо; живой скот (рабочие лошади, коровы, овцы„козы); кожа; шерсть; сено; вино; сахар; чай; дрова,

Подробнее: О Большеокинской ярмарке

Самой южной волостью обширного Красноуфимского уезда была Большеокинская. При подворной переписи 1888-1891 гг. отмечено: «Большая Ока - волость и община, на реке Оке, от Красноуфимска - 70, от Златоустовской дороги - 12, врача - 40, ближайшая деревня - Средняя Ока (Златоустовского уезда) - 1 верста, 3 мечети, 1 министерское училище, 3 медресе, 2 винные лавки, 5 лавок, 3 ключа, 2 мельницы, хлебный магазин, базары по вторникам, вода из речки. Башкиры-вотченники, башкиры-мещеряки, башкиры-тептяри, башкиры-военные припущенники».

Село получило название от реки: «Ока», по мнению языковедов, восходит к финно-угорскому слову «Йок», то есть «река».

Есть и конкретная дата основания поселения - 22 декабря 1692 года. Новопоселенцы были из деревни Янакош Уфимского уезда, по происхождению они мещеряки (мишари), обашкирившиеся бывшими финно- уграми из Мещерского края. Здешние земли принадлежали кызылбаевским вотчинникам, часть из них позже переселилась в Большую Оку. С середины 18-го века здесь поселились татары и тептяри-марийцы православного вероисповедания, выходцы из Казанской губернии.

К 30-м годам 18-го века Большая Ока выросла в заметный населенный пункт. После строительства крепости в местности называемой «Кызыл Яр» (Красный Яр), была проложена первая сухопутная дорога - Красноуфимская. Крепость возникла внутри башкирских земель, это вызвало локальное восстание, которое охватило 1735-1740 гг.

При генеральном межевании (1802 г.) в Большой Оке проживало 660 человек обоего пола, в том числе башкир-вотчинников - 17, мишарей -516, тептярей - 127. Многочисленную группу волостного населения составляли тептяри-марийцы, так называли выходцев из башкирских земель: в основном, они были из Бирского уезда. «В двух километрах от Большой Оки возникло Багышково на основе договора от 6 феврале 1761 года вотчинников Кызылбаево, Оки и Азикеево с марийцами Багышем Митряем, Яшкой Митяевым и другими. Поблизости от Оки были основаны и другие марийские деревни: Иванайково, Андрейково и Байбул- да на основе договоров 1755, 1760, 1765 и 1767 гг. Недалеко от Оки по договорному плану от 6.02.1761 года возникли еще два крупных марийских селения: Большая Тавра и Малая Тавра. Жители внесли 7 рублей начального взноса и обязались платить ежегодно башкирам деревень Кызылбаево и Оки по 3 рубля денег (в год со двора)». («Большая Ока», Б.С. Давлетбаев, с. 19-20).

Подробнее: Самая южная волость

Рычков Петр Иванович(1712 – 1777) – русский чиновник, географ, историк и краевед. Участник Оренбургской экспедиции. Автор более 60-ти статей, в том числе и «Топографии Оренбургской». Был в Красно-Уфимской крепости в ходе инспекции по вновь построенным крепостям и острожкам. В 1777 году был назначен в Екатеринбург начальником Главного управления уральских заводов, где вскоре скончался. Похоронен в своем имении в селе Спасском, откуда академик Паллас начал свое путешествие. Память о нем сохранена: 2012 год в Оренбурге был объявлен годом П. И. Рычкова, есть премия его имени, улицы, названные в его честь. В Оренбурге и Соль-Илецке установлены памятники. От двух браков имел 16 детей.

О металлах: «За балохницей (сейчас г. Балашиха Нижегородской области) Иваном Осокиным в 1752 году на речке Киндаше Троицкий, ему же Осокину, позволено строить завод на речке Усене. В Уфимской провинции на речке Нязе, впадающей в реку Уфу, застроен Петром Осокиным, а продаже от него состоит ноне за Тулянином и Мосоловым и называется Нязепетровским. На той же речке Сатке его сиятельства графа Александра Сергеевича Строганова, завод Саткинский, да другой его же сиятельства завод Артинский, на речке Арте, впадающей в реку Уфу».

О крепостях: «Подчиненные Уфимской провинциальной канцелярии жительства, старинные пригороды: Бирск, Оса, Мензелинск да вновь по Оренбургской экспедиции строенные крепости: Нагайбак, Табинск, Ельдяк и Красноуфимск, из которых о каждом месте известное ныне обьявляется».

О Красноуфимской крепости: «Красноуфимская крепость, на Сибирской же дороге в вершине реки Уфа, по течению ее с левой стороны (ошибка – прим. автора), смежно к Кунгурскому уезду  и Екатеринбургскому ведомству от Елдятской194,от города Уфы 255, от Оренбурга – 687, от Кунгура – 100, от Екатеринбурга – 184 версты. Гарнизон ее состоит из одной роты пехотной да из 300 служилых казаков. Жительства в ней дворов до трехсот. Для укрепления снаружи сделан палисад, а внутри рубленый замок, в котором церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Целителя и чудотворца Николая, канцелярия и воеводский дом. Она так же как и Елдятская крепость, построена в 1735 и в 1731 годах, для всяких наблюдений за башкирцами Сибирской дороги и чтоб требующихся из Екатеринбурга железные припасы, получив сухим путем, отправлять отсель до города Уфы водою».

Подробнее: «Наш край глазами известных путешественников»

В юбилейном сборнике "Артинский район", вышедшем в 2004 году и посвященном 80-летию образования района (под редакцией Ю. Красильникова), есть нерасшифрованные топонимы. Я взял смелость попытаться раскрыть их изначальное значение.

Емашка - речка, левый приток реки Суя, протекает на границе Артинского района и Белокатайского; есть село Емаши, от слова "яман" (еман) - плохой, дурной; в Татарии есть населенные пункты - Яман, Ямашево.

Индостак - три небольших притока реки Артя, впадают в нее в 4-х км выше села Старые Арти, в засушливое лето высыхают, "инь" с коми-пермяцкого - жена, женщина, "ен" - с коми - бог, "ин" с удмуртского - небо, скорее всего, от тюркского "ин"+достание - самый, вссьма+сказитель, буквально - речки, похожие на сказку (то текут, то высыхают): кроме того, "инеш" - речка, ручей, ручеек.

Кантар-куль - название старицы реки Артя в полукилометре от деревни Артя-Шигири; в Башкирии есть озеро Кан-дракул, поселок Кандры; от булгарского "кандыр" - бобер, т.е. бобровое озеро, озеро, где водятся бобры.

Караготка - речка, левый приток реки Югуш, "карапо" -смородина, берега лесных речек изобилуют смородиновыми местами.

Карагуз - ручей горного характера, левый приток реки Уфы выше горы Большой Камень, топоним тюркского характера, "кара" - черный, "гез, кез, куз" - источник, ручей.

Каракулька - название речки, вытекающей из болота, приток речки. Черный Ключ - на "с-з" от села Поташка, с тюркского - "черное озеро".

Кокай - название речки, левого притока реки Уфы, берет начало в Нижнесергинском районе, возможно, от коми-пермяцкого, "кок" - кукушка.

Курсак - две лесные речки с таким названием в 2-х км от деревни Комарове. "Корсак" с тюркского - степная лиса, скорее всего, эти земли принадлежали местному жителю (башкиру) по имени Курсак, Корсак (бай).

Кушуги - две речки, левые притоки реки Югуш; "куш" - с коми-пермяцкого - обнаженное место, "кош" - с западномансийского - длинный, "кош" с тюркского - 1 .Лагерь. 2.Стоянка.

Подробнее: О топонимах нашего края

Фамилия - наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. По происхождению слово и фамилия являются латинским словом; в русский язык попало из языков Западной Европы и по началу в России употреблялось в значении «семья».

Фамилии людей не возникли в какой-нибудь год, они появились на протяжении последних 500 лет. Даже во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что 75% сельского населения не имеют фамилий, а довольствуют уличными фамилиями, известными только в ближайшем соседям.

Наследственное имя семьи на Руси появилось довольно поздно - в конце 15-го века. Это было привилегией правящих слоев - бояр и дворян. В начале фамилией становились отчества, прозвища, указания на род занятий, этнической принадлежности или месту рождения.

Официальное юридическое закрепление индивидуальных фамилий у князей, дворян и ряда ремесленников придворного штата произошло в 1555-ом году при составлении «Государева родословца», зафиксировавшего известные знатные фамилии.

Огромный количественный рост фамилий произошел в Петровскую эпоху, когда введение обязательной и гражданской службы для дворян делает все дворянское сословие обладателями стабильных личных фамилий, а создание регулярных армий и флота становится причиной офамиливания значительной части недворянского населения (крестьян и ремесленников, мещан и беглых).

Многочисленный слой населения составляли служители церкви. Духовенство начало получать фамилии лишь в конце 18-го и первой половине 19-го века.

Подробнее: Кое-что о фамилиях

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ