Кое-что о Соболях...
Всем известен один из микрорайонов Красноуфимска с названием «Соболя». При желании, оказывается, можно найти «тезок» этого топонима. Например, в Московской и Рязанской областях, Кунгурском уезде есть Соболеве. И не единичный случай. Здесь имеет факт перенесения географического названия с прежнего места жительства.
О дате основания поселения есть два варианта: указывается 1824 и 1830 годы. Первые поселенцы «Соболи» (так и писалось первоначально), выходцы из Кунгурского и Чердынского уездов Пермской губернии, были заселены в приказном порядке, т.е. по правительственному указу. Это была последняя волна колонизации бывших башкирских вотчинных земель, тогда же возникли Живодерково, Погорелово, Чухари, Криулино, Колмаково, Крылово, Никитино.
Некоторые знатоки связывают топоним с ценным пушным зверем - соболем. На это нет никаких оснований. Соболь живет в кедровых лесах, границы его распространения находятся на северных окраинах. Правда, есть молва, что де среди первых активистов-переселенцев был некто Соболев, но такой фамилии среди коренных соболевцев не наблюдается, тут среди таковых - Вальневы, Иглины, Коневы, Обвинцевы.
Впервые Соболи указываются в официальных документах при подворной переписи 1888-91 гг.: «Соболи - Криулинской волости, Соболевского общества, на реке Уфе, на заброшенном Бирском тракте, от волости летом - 8, зимой - 4, Красноуфимска, школы, врача, церкви и ближайшего селения и базара - 3 версты, 1 кузня, 1 мельница-ледянка (зимой), хлебный магазин, вода из реки и 8 колодцев. Русские государственные Красноуфимского прихода».
Тогда в поселении было 57 дворов, проживало всего 290 человек, из них мужчин - 136, 154 женщины, на 1 работника приходилось 22,2 земли, в хозяйствах было лошадей - 132, коров - 144, на 1 двор приходилось 5,4 живности. В пояснительной записке есть такие подробности: «Соболи -на бывших казачьих казенных дачах (землях - прим. авт.). Лес в 1 версте; сосны, березы. В 1830 году - из Кунгурского и Черды некого уездов на 106 душ. Удворной пашни на 2,5 перемены. Покосы луговые - на 3 перемены. Часть покосов под льном. Поскотина в лесных наделах, около 150 перемен. За использование казенной дачи - 50 копеек с головы. Арендуют 300 десятин по 300 рублей в год. Землю эту делят по душам, по 4,5 перемены. Местные промыслы: катальщиков - 1, кузнецов - 1, мельников - 1, сапожников - 1, токарей - 1. Охотничий промысел: плотников - 2».
Соболи серьезно пострадали в годы гражданской войны: при контрнаступлении Восточного фронта в начале июля 1919 года здесь, на частично эксплуатируемой железнодорожной линии Казань-Екатеринбург, держал оборону 2-й батальон Верхне-Удинского полка Сибирской дивизии, артиллерия 43-го стрелкового полка (комполка В.И. Чуйков), 28-й дивизии вел обстрел Криулино, снаряды падали в район, где сейчас магазин. Жители спасались в погребах и подвалах, некоторые усадьбы серьезно пострадали - пришлось заново строиться в низине.
При переписи в 1926 году в Соболях было уже 258 домов, население составляло 884 человека: мужчин - 406, женщин 478. Тогда Соболи стали центром Совета, куда входили железнодорожные бараки на 641 и 645 км, деревни Никитино, Рябиновый лог, хутор Тюремный, кордон Шиховский.
Подробнее: Кое-что о Соболях..."Откуда ты, мариец?"
Возвращаясь к напечатанному
Под таким заголовком в газете «Вперед» были опубликованы две статьи жителя Натальинска И. П. Хамзина (16 октября и 12 декабря 1990 года). Иван Павлович предлагал читателям газеты, интересующимся историей марийского народа, откликнуться, поделиться своими знаниями.
Сразу же после их публикации в редакцию пришел краевед Л. С. Зеленцов и принес почитать свое письмо И. П. Хамзину. Начиналось оно так. «Уважаемый Иван Павлович, с интересом прочитал в газете Ваши очерки «Откуда ты, мариец?» и, воспользовавшись приглашением, решил принять участие в разговоре. Но не через газету. Боюсь, подумают, что я выставляю себя осведомленнее Вас. Меня всегда удерживает от
публикации материалов мысль, что есть кто-нибудь, знающий в этом вопросе больше меня. Если разговор у нас состоится, мы сможем потом по взаимной договоренности опубликовать нашу переписку».
А дальше состоялась встреча двух краеведов, после которой редакция получила согласие обоих авторов опубликовать письма, которые и предлагаем читателям с некоторыми изменениями.
ПИСЬМО ПЕРВОЕ
О том, что местные марийцы делятся на йыпонышей и кунгуров я узнал лет двадцать с лишним назад, занимаясь топонимикой юго-западной части Свердловской области. Сбор коллективных прозвищ входит в программу топонимических исследований. Сначала и у меня возникла мысль, что происхождения этих прозвищ связано с направлениями миграционных процессов. Но настораживала простота объяснения, а она часто бывает обманчива. Потом возникло множество вопросов, на которые я не нашел ответа до сих пор. Не внесли ясности и Ваши очерки.
ПЕРВАЯ ГРУППА ВОПРОСОВ. Кто дал эти прозвища и за что? Называют ли так себя сами марийцы («Мы йыпоныши», «Мы кунгуры») или одна группа другую («Они йыпоныши», «Это все кунгуры»)? Или их так прозвали на прародине (нынешняя Марийская АССР)? А может быть, эти прозвища перешли из лексикона царских чиновников?
Было непременным правилом в документах указывать географическую принадлежность человека, группы людей, например «...что допустили крестьян Чердынского уезда Башкирцевых к заселению деревни, называемой Чувашской, состоящей близ Красноуфимска», «...дали сию запись рудопромышленнику кунгурцу посадскому человеку Пасьянову и по нем же его жене и детям в том, что они (башкиры) припустили его, Пасьянова, на вотчинную свою землю для постройки винокуренного завода», «...на тех-де урочищах по речке Карше живут Усольского уезда черемисы более 30 дворов», «...Оная деревня стоит на реке Юве, а в оной жители черемисы Уфимского уезда, более 35 дворов».
Для того, чтобы какая-то группа людей получила прозвище по тому месту, откуда пришла, необходимо, чтобы эти люди проживали там достаточно долго, чтобы у них появились какие-то отличия в языке, обычаях и чтобы по этим признакам они отличались на новом месте от населения той же национальности (народности). Другими словами, чтобы стали этнической группой.
Подробнее: "Откуда ты, мариец?"История земли Ачитской
История земли Ачитской
Каждому, будь то школьник или человек преклонного возраста, интересно знать историю края, в котором он живет: время и порядок его заселения, развитие, занятия и бытовой уклад предков, топонимику и целый ряд других вопросов, связанных с родными местами.
Статьей краеведа Л С. Зеленцова «История земли ачитской» мы и начинаем разговор об истории нашего края.
Леонид Сергеевич Зеленцов родился в 1927 году в городе Красноуфимске. Географ по образованию. Работает преподавателем в Красноуфимском педагогическом училище.
Леонид Сергеевич на протяжении многих лет увлеченно занимается краеведческой работой и, в частности, топонимикой.
Топонимика происходит от двух греческих слов, которые в переводе обозначают: место и имя. Вот что сказано в Советской энциклопедии: «Топонимика — это отрасль языковедения, изучающая географические названия, т. е. совокупность географических названий в какой-либо стране, на какой-либо территории (наименование населенных пунктов, рек, озер и др.). Топонимы служат важным источником познания истории народа и истории языка: помогают очертить границы прежнего распространения языков и пути расселения, воссоздать социально-экономическую картину прошлого, сохраняют архаичные черты, утраченные языком»...
Л. С. Зеленцов за много лет кропотливого труда собрал по двумстам с лишним населенным пунктам Красноуфимского, Ачитского и Артинского районов сведения о том, когда и откуда пришли новые поселенцы; наиболее распространенные и самые старые фамилии; коллективные прозвища жителей; название околотков населенных пунктов; географические названия рек, гор, полей, лугов и т. д.
Статьи по топонимике Л. С. Зеленцова публиковались в сборниках, издаваемых Уральским госуниверситетом, в газетах.
Сейчас Леонид Сергеевич готовит для нашей газеты очередную статью «К вопросу о происхождении названия Ачит».
Итак: «История земли Ачитской».
КТО СТАРШЕ
Живут рядом два населенных пункта — Красноуфимск и Ачит. Оба — районные центры, территории, к ним относящиеся, почти равны по площади (3,4 и 2 тыс. кв. км), по природным условиям. Однако по численности населения, по уровню промышленного развития Ачит значительно уступает Красноуфимску. Любой школьник скажет, что все дело в железной дороге, делающей, географическое положение Красноуфимска более выгодным по сравнению с Ачитом. А как было в прошлом? Всегда ли Красноуфимск так явно опережал Ачит?
Подробнее: История земли Ачитской«Старая милиция», «Ремзавод» - эти названия все еще на слуху
Угол улиц Кирова и Красных Партизан до сих пор помнят, как место расположения старого хлебозавода и школы №2. А до 1917 года на этом месте была усадьба В. А. Оболенского, крупного капиталиста (по масштабам города, конечно), заводчика кожевенного производства. На усадьбе был большой двухэтажный полукаменный дом (по 8 окон на каждом этаже со стороны улицы Кирова и по 6 со стороны Красных Партизан), с каменными мастерскими и кладовыми.
Оболенскому принадлежали деревянные хозяйственные постройки с сараем на противоположном углу (теперь Кирова, 68, Красных Партизан, 30), Это место в начале 20-х было сдано в аренду под постройку частного дома. Даже 50 лет спустя при перекопке здесь натыкались на слой из обрезков кожи.
А главная усадьба была отдана сначала военному ведомству, потом двухэтажный полукаменный дом заняла начальная школа (школа 1-й ступени упоминается в документах 1928 г), просуществовавшая до конца 60-х.
Корпуса мастерских сдавались варенду под различные производства, в том числе под пекарню. Постепенно она стала главным, а потом единственным производством, расширялась и к середине 30-х годов стала хлебозаводом (упоминается в документах 35-36-х годов). С 1940 года завод стал официально называться «Красноуфимским хлебокомбинатом». Просуществовал здесь до начала 80-х годов, занимая под контору здание бывшей начальной школы №2. И вот уже 15 лет все это стоит бесхозно, разрушается, разворовывается.
Сейчас постоянно твердят, что богатые были и есть наши благодетели, пеклись и пекутся о бедных, жили и живут едва ли не по заповеди: «Раньше думай о Родине (городе), а потом о себе» и пр. и пр. Согласимся на минуту и представим, что бывшие владельцы самых богатых домов явились, чтобы посмотреть, как мы распорядились их богатством.
Думаю, нам было бы стыдно за усадьбу В. А. Оболенского и за Большой Гостиный ряд. Это несомненно наш позор. Но большая часть домов сохранилась вхорошем состоянии, если принять во внимание, что некоторые из них стоят уже более 100 лет. Часть использовалась и используется по их прямому назначению (магазины, например). Большая часть домов была отдана под детские ясли, сады, школы, детские дома, приюты, больницы, библиотеки, административные здания, то есть все дома «работали» на благо города. Ни в один богатый дом не въехал новый начальник «из пролетариев». Думаю, бывшие, «отцы города», благодетели были 6ы удовлетворены.
Л. Зеленцов.
Зеленцов Л.С. Старинные здания - краса города: история «старого хлебозавода» //Вперед. Красноуфимск, 1996. - 21 авг. - С. 2.
Старинные здания – краса города: «Старый хлебозавод»
Угол улиц Кирова и Красных Партизан до сих пор помнят, как место расположения старого хлебозавода и школы №2. А до 1917 года на этом месте была усадьба В. А. Оболенского, крупного капиталиста (по масштабам города, конечно), заводчика кожевенного производства. На усадьбе был большой двухэтажный полукаменный дом (по 8 окон на каждом этаже со стороны улицы Кирова и по 6 со стороны Красных Партизан), с каменными мастерскими и кладовыми.
Оболенскому принадлежали деревянные хозяйственные постройки с сараем на противоположном углу (теперь Кирова, 68, Красных Партизан, 30), Это место в начале 20-х было сдано в аренду под постройку частного дома. Даже 50 лет спустя при перекопке здесь натыкались на слой из обрезков кожи.
А главная усадьба была отдана сначала военному ведомству, потом двухэтажный полукаменный дом заняла начальная школа (школа 1-й ступени упоминается в документах 1928 г), просуществовавшая до конца 60-х.
Корпуса мастерских сдавались варенду под различные производства, в том числе под пекарню. Постепенно она стала главным, а потом единственным производством, расширялась и к середине 30-х годов стала хлебозаводом (упоминается в документах 35-36-х годов). С 1940 года завод стал официально называться «Красноуфимским хлебокомбинатом». Просуществовал здесь до начала 80-х годов, занимая под контору здание бывшей начальной школы №2. И вот уже 15 лет все это стоит бесхозно, разрушается, разворовывается.
Сейчас постоянно твердят, что богатые были и есть наши благодетели, пеклись и пекутся о бедных, жили и живут едва ли не по заповеди: «Раньше думай о Родине (городе), а потом о себе» и пр. и пр. Согласимся на минуту и представим, что бывшие владельцы самых богатых домов явились, чтобы посмотреть, как мы распорядились их богатством.
Думаю, нам было бы стыдно за усадьбу В. А. Оболенского и за Большой Гостиный ряд. Это несомненно наш позор. Но большая часть домов сохранилась вхорошем состоянии, если принять во внимание, что некоторые из них стоят уже более 100 лет. Часть использовалась и используется по их прямому назначению (магазины, например). Большая часть домов была отдана под детские ясли, сады, школы, детские дома, приюты, больницы, библиотеки, административные здания, то есть все дома «работали» на благо города. Ни в один богатый дом не въехал новый начальник «из пролетариев». Думаю, бывшие, «отцы города», благодетели были 6ы удовлетворены.
Л. Зеленцов.
Зеленцов Л.С. Старинные здания - краса города: история «старого хлебозавода» //Вперед. Красноуфимск, 1996. - 21 авг. - С. 2.