Известные горожане

 
 

Библиотечные страницы

Священство - есть активная сила, есть непрестанная деятельность, и поэтому около него всегда закипает ожесточенная вражда, борьба, которая ведется за знамя Христа и против него, вражда мира против Бога.

Протоиерей Иоанн Восторгов

6 февраля 1861 г. в губернском г. Пер­ми в семье протоиерея Иоанна Будрина родился сын, в святом крещении получивший имя Алексия (на фото).

С раннего детства мальчику и его сестре (имя неизвестно) прививают­ся понятия о кротости и послуша­нии, о терпении, чтобы во время дет­ских игр они не затевали ссоры или споры между собой и сверстниками, о сострадании к убогим, просящим подаяние, которых они видят во вре­мя прогулок, родители заботились о том, чтобы душа и ум чад их были открыты и для детских молитв.

Вечерние сумерки Рождественско­го поста. Во мраке пустынных улиц, как глаза голодной стаи волков, го­рят керосиновые фонари-коптилки. Чуть слышен глухой стук деревян­ной колотушки караульного. Уже плотно задернуты тяжелые гардины на окнах. Между ними в простенке висит большое зеркало в резной раме красного дерева. В нем отражаются зажженные сальные свечи, матушка за рукоделием. На столе начищенный медный самовар, в его поддоне еще пышут жаром сосновые шишки - он сияет и греет, как солнышко. В углу, что зовется красным, иконы - серебряные оклады поблескивают от мер­цающей загадочным светом лампады. Алеша знает, что Господь незри­мо присутствует рядом, осеняет себя крестным знамением, испрашивает у Него благословение и с усердием при­ступает к детским трудам. Он терпе­ливо рисует, а затем вырезает из белой бумаги ангелов. Маленькая сестра, усадив куклу у теплой печи, спешит помочь ему привязать нити к поделкам. Лица детей зарумянились и сияют от радости. Они знают, что скоро под колокольные звоны в каж­дый храм и в каждый дом радостно войдёт Рождество. Может случить­ся, что дети обнаружат утром в сты­лых сенях, возле кадки с квашеной капустой, новые салазки.

В тихой, мирной домашней обста­новке в детском сознании укрепляются понятия о христианских праз­дниках, о православной вере.

Время летит незаметно. Алексий возмужал и сознательно определил цель своей жизни - служение Богу. На выбор повлиял пример образцо­вого служения о. Иоанна, благочес­тивая жизнь родителей. Юноша по­лучил необходимое образование для поступления в духовную семинарию, в которую зачислен после сдачи всту­пительных экзаменов. В пору юнос­ти Алексий знакомится со скромной светлоглазой девушкой Капитолиной Всеволодовной, а затем венчает­ся с ней.

В 1882 году Алексий окончил полный курс наук с аттестатом 1-го разряда и званием студента. Епископом Вассианом рукополагается в сан дьякона Бла­говещенской церкви мужской гимна­зии. С 7 мая 1882 года по 19 января 1883 года в возрасте 21 года он вступа­ет в должность учителя и законоучи­теля в школе арестантского отделения.

19 января 1883 года викарным епис­копом Екатеринбургским Нафанаилом, викарием Пермским дьякон Алексий рукополагается в сан священника Сыринской Свято-Троиц­кой церкви.

За время проживания в с. Сыринске семья батюшки пополняется троимя детьми и укрепляется общими забота­ми, взаимопониманием, совместным преодолением житейских проблем.

Подробнее: Житие священномученика Алексея Будрина

Как-то в краеведческом музее я уви­дел фотографию, под которой была подпись: «В этой больнице работал М. И. Мизеров». Рядом висел портрет Мизерова. Как врачу, мне захотелось побольше узнать об этом человеке, чье имя носит одна из улиц нашего города.

Матвей Иванович Мизеров родился 1 мая 1854 года в поселке Артинского завода. Среднее образование получил в Пермской духовной семинарии, затем окончил медицинский факультет Казан­ского университета. Как талантливому медику, ему было предложено остаться при университете ординатором. Но он, отказавшись от этого заманчивого предложения, пошел работать в глухую провинцию, в село Тастубу Златоустовского уезда.

В марте 1880 года Мизеров получает предложение заведовать Красноуфимской земской больницей. В то время зда­ние больницы помешалось в небольшом частном доме по улице Никольской (ныне Интернациональной), больница бы­ла одноэтажная, маленькая, совершен­но не оборудованная.

Матвей Иванович Мизеров добивает­ся постановления земского собрания о строительстве специального здания для больницы. Не мало сил и труда было вложено им в эту работу. Но город и уезд получили благоустроенную больницу.

Врач добивается себе еще одного пра­ва — принимать бесплатно на извлечение особо нуждающихся больных и тех, чья болезнь требовала особого внимания. По его инициативе в 1886 году был уни­чтожен денежный порецептный сбор с крестьян и беднейшего населения го­рода.

Благодаря знаниям и опыту Мизеро­ва, крестьянское население уверовало в значение медицины и оценило его как врача доступного, знающего, никому и никогда не отказывающего в помощи. Он сумел совместить в себе и хирурга, и терапевта, и акушера, и гинеколога, и окулиста.

Матвей Иванович был и хорошим ор­ганизатором здравоохранения. Много энергии он затратил на создание Медицинского совета, строительство участко­вой больницы, защиту медицинского де­ла в уезде, в городе. Авторитет его в го­роде не только как врача, но и как че­ловека, не имел себе равного. «Ласко­вый, понимающий своего пациента из деревни, не щадивший себя д-р Мизеров, вероятно, останется надолго идеалом врача для населения г. Красноуфимска и его уезда» — пишет о нем д-р A.M. Спасский, («Памяти д-ра М. И. Мизеро­ва», газета «Уральский край» от 9   октября 1913 г.)

Подробнее: Доктор медицины

Алексе́й Иоа́ннович Бу́дрин (6 февраля 1861 — 25 января 1918) — Настоятель Свято-Троицкого собора Красноуфимска. Депутат 4-й Государственной Думы от Пермской губернии.

Православный. Из семьи священника. Имел 350 десятин церковной земли и дом в Перми.

Образование он получил в Пермской Духовной семинарии, окончив ее с аттестатом первого разряда. 19 января 1883 года отец Алексий был удостоен рукоположения в сан священника, которое совершил Преосвященный Нафанаил, епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии и священствовал в селе Сыринском Красноуфимского уезда (1883—1887). Указом Духовной консистории от 16 августа 1887 года, был переведен для служения в Красноуфимск в церковь в честь Святых Кирилла и Мефодия при реальном училище, также был законоучителем Красноуфимского реального училища, с 1891 — и. д. инспектора классов и законоучителем Пермского епархиального женского училища. 

В 1909 году был возведен в протоиереи, в декабре того же года назначен настоятелем Красноуфимского собора. Также состоял благочинным городского округа и председателем Красноуфимского уездного отделения епархиального училищного совета. По выбору городской думы был членом училищного совета, членом педагогического и попечительного совета местной женской гимназии и членом попечительного совета промышленного училища, а также председателем церковно-приходского попечительства.

В 1912 году был избран в члены Государственной думы от Пермской губернии съездом землевладельцев. Входил во фракцию русских националистов и умеренно-правых (ФНУП), после её раскола в августе 1915 — в группу прогрессивных националистов и Прогрессивный блок. Состоял секретарем редакционной комиссии (со 2 декабря 1916), а также членом комиссий: по исполнению государственной росписи доходов и расходов, по вероисповедным вопросам, распорядительной и по делам православной церкви.

 

Подробнее: Будрин Алексей Иоаннович

Среди выпускников Ка­занского университета 1879 года был Матвей Мизеров. Молодой врач отказался остаться ординатором в одной из университетских клиник, от­дав предпочтение провин­циальной больничке. Этот факт из биографии Мизерова делает ему большую честь.

Чтобы оценить этот шаг, нужно представить себе Красноуфимский уезд в 1880 году. В этом году, почти 100 лет назад, Мат­вей Иванович прибыл в родные места (сам он уроженец Артинского за­вода), где в течение 25 лет ревностно и бескорыстно выполнял свой долг.

Лучше, чем кто-либо, он представлял, с какими трудностями ему придет­ся столкнуться. Обычным явлением в уезде были вспышки эпидемий чумы, оспы, тифа, скарлатины. Особенно на заводах Артинском, Ново-Златоустовском, Михайловском.

Антисанитария в быту заводского люда! Тесные жилища и скудная    пища —это  лишь некоторые причины эпидемий  среди рабочих. Бедные и   сред­ние жители все лето пи­тались просоленной, а по­том высушенной    барани­ной.

Та же картина и в Красноуфимске: «По примеру прежних лет и за отчет­ный 1883 год одна эпиде­мия в нашем маленьком городке сменилась другой. Говорить о причинах та­кого грустного явления — значило заходить слишком далеко, посему укажу только на то, что боль­шинство жителей Красноуфимска пользуется во­дой непроточной, около города происходит свалка навоза, в центре города процветают кожевни...» —  писал Мизеров.

Врач прекрасно по­нимал, что распростране­нию эпидемий способствуют нищета и невежество. Ведь больший процент за­болеваемости, как прави­ло, падает именно на со­словие крестьян и рабо­чих.

В больницу простолю­дины обращались лишь в самом крайнем случае, так как это трата денег. Поскольку обращались в больницу слишком позд­но, там и умирали. Боль­ница ассоциировалась со смертью и разорением. Особенно опасно было та­кое предубеждение во время эпидемий.

Подробнее: Первый почетный гражданин

О талантливом докторе Матвее Ивановиче Мизерове, враче вересаевского типа, было уже немало публикаций, основанных на воспоминаниях его коллег-современников, друзей, близких. В своей статье я хочу рассказать об одном из стар­ших сыновей Матвея Ивановича - Вадиме, человеке, известном в ху­дожественной среде, но о котором на родине, к сожалению, мы узнали со­всем недавно. Кто же он, неизвест­ный нам Вадим Матвеевич Мизе­ров?

Со времени рождения Вадима Матвеевича прошло 115 лет, а со времени смерти - 50. Он родился в Красноуфимске в 1889 году, был третьим ребенком в семье. Несом­ненно, атмосфера дома явилась ос­новополагающей в становлении человеческих качеств сына. После окончания Тюменского реального училища он поступил на архитек­турный факультет Казанской худо­жественной школы, которую закон­чил с отличием в 1913. году. Учителем Мизерова был известный живописец Николай Иванович Фешин. Тогда впервые в жизни Ва­дим «почувствовал» родство живо­писи и графики и понял, что живо­писность заключается в умении создавать богатство тона. Его дип­ломный проект «Часовня для Том­ска» был отмечен первой премией. Так, впервые случай столкнул Ми­зерова и Томск.

В 1913 году его работы привлека­ют одного из членов объединения «Мир искусства» Е. Лансере, по просьбе которого Мизеров начина­ет выполнять зарисовки строений Пермской губернии для петербургс­кого архитектурного журнала. Не­сомненно, что удачно выполненный заказ был бы путевкой Мизерову в Петербург. Но случилось иначе: летом 1914 г. началась первая миро­вая война и Вадим был мобилизо­ван. В 1920 году он приезжает в Томск, вступает в секцию ИЗО, куда входили крупные художники В. Милашевский, М. Берингов. А. Тихоми­ров и др., которые одним их своих направлений в работе считали со­хранение архитектурных памятников Томска путем зарисовок. Так рисун­ки старых домов, крылец, дворов помогли Мизерову полюбить Томск навсегда. Работая здесь, он руково­дил кафедрой графики и техничес­кого черчения в Политехническом институте и возглавлял художе­ственную студию Дома ученых. О творчестве Вадима Мизерова мно­го писал известный искусствовед П.Д. Муратов; педагогической дея­тельности Мизерова посвящена ста­тья его вдовы Валентины Михай­ловны Гладковой в сборнике «Ху­дожественная культура и интеллигенция в Сибири», его хоро­шо помнят старые томичи. Но он, как и многие художники его поко­ления, не стал широко известным потому, что не превозносил себя, не хулил мыслящих иначе, чем он, да и потому, что жил далеко от столицы и на уговоры о переезде не поддавался. История искусства XXвека еще только начинает выс­вечиваться: появляются новые име­на и неизвестные произведения, вслед за которыми приходит истина оценок. Творчество Вадима Ми­зероваво многом продолжение его личности. В жизни художнику были присущи особая пластика и артис­тизм. А разочарования, неудачи, гу­бительное для него противоречие 1930 годов были скрыты от боль­шинства глаз. Томичам осталось его богатое графическое наследие, рисунки, акварели, женские и детс­кие портреты, бережно сохраненные его вдовой и сыном Борисом и пе­реданные в Томский областной ху­дожественный музей. К большому сожалению, в фондах нашего му­зея нет ни одной работы этого за­мечательного мастера, но мы рады, что имя нашего бывшего земляка не находится в забвении.

ШистероваТамара Владимировна, заведующая фондами Красноуфимского краеведческого музея

ШистероваТ. В. Из ранее неопубликованного:[В. М. Мизеров - сын М. М. Мизерова: К 150-летию со дня рождения доктора медицины, Почетного гражданина города Красноуфимска Мизерова Матвея Ивановича]/ Т. В. Шистерова  // Городок.-Красноуфимск, 2004.-N 20. - С. 10.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ