Известные горожане

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

В царской России Действительный Статский Советник- Гражданский чин 5 класса. Лица, его имеющие, могли занимать должности вице-директора департамента и вице- губернатора. Обращение - Ваше Высокородие.

Наибольший расцвет (в до Октябрьский период) учебной и научно-исследовательской деятельности коллектива Красноуфимского реального училища связан с плодотворной работой его директора (1880-1889) Николая Александровича Соковнина. Много сил и энергии он отдал развитию училища и становлению учебного хозяйства.

Его заботами в 1880 году создано учебное хозяйство сначала на левом берегу Уфы (близ Криулино) на площади в 30 гектар, а позднее, в 1882 году - на площади 600 гектаров в трех верстах от города. На этой территории с 1933 года размещается селекционная станция.

На новом месте предстояло возвести производственные и жилые помещения, построить и оборудовать учебные заводы. Для фермы нужно было приобрести племенной скот. Это требовало больших средств и времени. Приходилось экономить на всем, но Николай Александрович настойчиво добивался намеченного.

“Насколько в это время была велика нужда в средствах,- читаем мы в “Истории возникновения и устройства Красноуфимской фермы,-“ видно из того, что директор училища Н. А. Соковнин принужден был затратить из своих личных средств 1332 рубля”. Для справки: в тот период рабочая лошадь стоила 15-20, корова - 10-15рублей. Его трудами и заботами было основано образцовое учебно-опытное хозяйство с многопольными севооборотами и травосмесями, опытным полем, метеорологической станцией первого разряда, учебными заводами: чугунно- литейным и по переработке продуктов сельского хозяйства - винокуренным, кожевенным и другими. Н. А. Соковнин создал также для производства дешевых машин механическую мастерскую, снабдив ее паровым двигателем. В течение трех лет в ней было изготовлено 73 пароконных плуга, 10 конных рядовых сеялок, 10 молотилок, 3 сенокосилки с жатвенными приборами, 6 зерносушилок, большое количество борон. Все эти сельскохозяйственные машины крестьяне покупали охотно, и спрос на них постоянно увеличивался, т.к. иностранная техника стоила в два-три раза дороже. В результате в нашем крае начала развиваться кустарная промышленность. Такие мастерские открылись в Артях и Саране, в Н-Иргинске и Верхних Сергах. Учебное заведение, благодаря повседневным заботам директора училища. приобрело большую популярность не только за хорошую, по тем временам, подготовку специалистов для сельского хозяйства Урала и Сибири, но и тем. что оно широко внедрило в сельское хозяйство передовую технику, новую агротехническую культуру и новые сорта высокоурожайных культур.

Подробнее: Действительный Статский Советник

ХРОНИКА КОРОТКОЙ ЖИЗНИ

• Родился Дмитрий 5 ноября 1976 года

• Учился в школе № 3 на "4" и "5". Его фото было на Доске Почета в школе

• Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище закончил на "отлично" (кстати, у Дмитрия дед - фронтовик, дядя - кадровый военный, а отец был пограничником)

• Увлекался спортом (штанга, бокс, борьба)

• У молодого офицера была мечта: учиться заочно в институте на юриста. Летом 1999 года он сдал в ВУЗ экзамены

• 31 июля родные проводили его служить в Сибирский военный округ, откуда их полк в сентябре перебросили в Чечню

• В конце октября 1999 года в Красноуфимск пришло от Димы долгожданное письмо, в котором он сообщал: "...Мама, не беспокойся. Я в Моздоке, охраняем аэродром..."

• Дмитрий служил в гвардейском танковом полку, где имелись гаубично-самоходные установки, и он обеспечивал артиллеристов данными для ведения огня, т.е. был корректировщиком

• За образцовую службу Дмитрию Редько досрочно присвоили звание старшего лейтенанта

• 29 декабря 1999 года Дмитрий звонит из Чечни домой и поздравляет всех родственников с Новым годом, желает счастья, здоровья

• Последнее письмо от воина в Красноуфимск пришло 11 января 2000 года. Он успокаивал родных: "У меня все нормально".

НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ...

О последних днях нашего земляка, отважного офицера Дмитрия Редько свидетельствуют очевидцы, документы, газетные вырезки. Вот они.

"Поняв, что дела у входа в ущелье совсем плохи и вслед за дорогой на Грозный можно потерять и оставшиеся высоты, полевые командиры на совещании у Масхадова определили Дуба-юрт главным фронтом горной войны. Отовсюду к Волчьим воротам потянулись отряды боевиков, чтобы любой ценой сбить наших с высот и открыть дорогу на Грозный".

(Из газеты "Красная Звезда" от 14 марта 2000 года)

* * *

Говорит гвардии капитан А. Кириченко, вынесший погибшего товарища с поля боя:

- Мы стояли в районе селения Дуба-юрт, за которым был вход в Аргунское ущелье, - так называемые Волчьи ворота. Дмитрий Редько тогда в очередной раз вышел на корректировку огня вместе с солдатом-радистом.

- Скажите, а он мог этого не делать?

- Может, кто-то и "косил" от задания. Но только не Дмитрий! Он по уровню подготовки на голову был выше своих сокурсников, хорошо разбирался в технике. Дмитрий был отличным корректировщиком, и за ним охотились чеченские снайперы... Он знал об этом, но на войне не просидишь все время в окопе...

(Из разговора с военными, сопровождавшими "груз-200" в Красноуфимск)

* * *

"14 января комбат со своим замполитом повели 25 человек на венчающую лесную горку высоту 950,8... Отлично экипированные, одетые в маскхалаты, боевики с криками "Аллах акбар!" шли напролом. Бой, стоивший многим жизни, закончился затемно...

Но чертова высота и потом заберет еще троих сибирских танкистов. Через неделю там же погибнет от снайперской пули арткорректировщик Дмитрий Редько"

(Газета "Красная Звезда")

СМЕРТЬ ОН ПОБЕДИЛ!

Мы, живущие, не только скорбим по молодым ребятам, сложившим свои головы при исполнении служебного долга. Мы стараемся увековечить их память, потому что "это надо не мертвым, это надо живым!" Такие парни, как Дмитрий Редько, - пример достойного воспитания для подрастающего поколения. Такими можно гордиться!

Родителям Дмитрия вручена медаль Суворова, заслуженная сыном. Указом Президента от 13 апреля 2000 года старший лейтенант Редько удостоен также ордена Мужества, его тоже вручили посмертно.

По решению горсовета от 25 мая 2000 года в Красноуфимске появилась улица Дмитрия Редько в районе Золотого Ключа, где уже приступили к делу первые частные застройщики.

На здании школы № 3, где учился будущий гвардеец-офицер, установлена мемориальная доска, внутри оформили уголок памяти. 22 января в школе проходит День памяти Дмитрия Редько.

* * *

...В сороковину гибели Дмитрия я уже писала трудные и скорбные строки, назвав ту статью "Знайте, каким он парнем был!". Спустя два года после era гибели могу добавить: "Нет, не был, и смерть он победил!"

Раиса МЕЗЕНЦЕВА

P.S. Благодарю за помощь в подготовке статьи Н.В. Серебренникову и Т.Н. Третьякову.

  На снимках: Дмитрий на боевых учениях; строки из его письма; решение горсовета о присвоении улице имени Дмитрия Редько; новый памятник на могиле гвардейца-офицера.

// Знак вопроса. – 2002. - № 3. – С. 2

Человек вот тайна. Если будешь ее разгадывать всю жизнь - не говори, что зря потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”.

Ф.М. Достоевский.

Однажды при посещении Красноуфимского краеведческого музея я обратил внимание на несколько необычные картины. Заинтересовался: кто такой Якимов Е.Д.? И с изумлением узнал о необычной судьбе этого человека. Это настолько меня потрясло, что решил рассказать о художнике другим.

Предки Якимовых были старообрядцами, переселились в Верхнюю Сарану из центральных губерний России во второй половине 19-го века. Работали на местном заводе кузнецами.

Шла гражданская война, когда в семье кузнеца Дмитрия Ильича Якимова родился одиннадцатый ребенок – сын. Это произошло 5 июля 1919 года Надо бы радоваться, но родители огорчились у мальчика не было ни рук, ни ног. Люди испытывали неловкость, мол, не повезло уважаемым Дмитрию Ильичу и Марии Семеновне. Но у родителей характер был столь же крепким, как железо, которое ковали Якимовы. Они философски заметили: “Человек ведь, среди нас и вырастет!" И дали малышу имя Евсей - благочестивый. Семья была трудовой, занималась своим небольшим делом: изготавливали телеги, сани. А мужики любили бывать в мастерской Якимовых еще и потому, что тут можно было просто посидеть, как в клубе: посудачить, покумекать, обсудить местные и мировые новости. Конечно, маленький Евсей гут же проводил время, слушал, наблюдал за работой других. У него даже было здесь свое место. Рос смышленым, его любили старшие братья и деревенские мужики, уже и уродства не замечали, обращались как к равному. Наверное, будь Евсей здоровым, стал бы он, как отец и братья, делать сани и телеги, об этом сам позднее скажет.

Видимо, природа, отнимая у человека одно, компенсирует это другим. Так и у Евсея с ранних лет появилась неодолимая тяга к... рисованию. Для здорового человека это естественно - бери в руки что-нибудь и рисуй. Но как быть, если рук-то как раз и нет? Мальчик все же нашел выход: научился рисовать... ногой. Вернее, пальцами отростка, ’похожего на ногу (небольшая стопа стремя пальцами). Этими пальцами он зажимал карандаш и пытался рисовать. И зубами тоже пробовал. Никто не знает, каких титанических усилий, тайных слез и разочарований стоили его первые рисунки. Но была и радость, когда что-то начало получаться. Мужики изумленно-радостно воскликнули, узнав, что Евсей нарисовал картинку ногой и зубами: “Да ты, паря, мастер!" Такую оценку не каждый взрослый заслуживал - мастер! Душа ликовала: я - Человек! Выстоял! Победил! Могу!

... В начальную школу, которая была рядом, Евсея носили на руках отец или кто-нибудь из братьев. Паренек сидел на полу, на специально изготовленной для него  парте. Письмо давалось с трудом, поэтому больше приходилось запоминать. По умственному развитию паренек уже обогнал многих сверстников и благополучно окончил 4 класса. А потом встал вопрос: “Что Дальше?” Средняя школа - за 10 километров, возить туда некому. Пришлось остановиться. Но, забегая вперед, скажу, что школу Евсей Дмитриевич все же окончил - заочно и в зрелом уже возрасте.

Рисование захватило мальчика Он начал изучать теорию рисования, заказывал книги и специальную литературу, много читал. Просил вынести его на природу, там делал много этюдов на бумаге, картоне, а вот на холсты денег не хватало и это удручало. Он уже чувствовал в себе какую-то творческую силу, ей требовался выход.

Таким выходом какое-то время была работа для общества. Евсей вообще по природе своей был общительным, быстро сходился с людьми, умел слушать других и у него было много друзей. Вот он уже участвует в подготовке концертов художественной самодеятельности, помогает в режиссуре, пишет для клуба лозунги, афиши. Для колхоза выпускает “молнии" и стенные газеты, иногда выполнял заказы сельсовета и тот ему кое-что платил, если в кассе бывали деньги. Конечно, писал письма для соседей, даже деловые бумаги заполнял. И еще писал собственные письма с одной просьбой: помогите учиться. Обращался к профессору М.О. Клеру, писателю П.П. Бажову, которые помогли ему установить отношения со Свердловским отделением Союза художников СССР, а позднее и с Москвой через ученого секретаря союза В.В. Журавлеву. Все эти люди помогли с организацией выставки его работ. Это был его творческий взлет, победа духа! Я - личность, а не урод и изгой, которому бросают из жалости кусок хлеба. Я сам зарабатываю себе на жизнь, как обыкновенный человек!

Сколько же было написано Евсеем Дмитриевичем картин, портретов, плакатов? Никто не подсчитывал. Много и разных жанров. Только по просьбе М.О. Клера для областного краеведческого музея он написал ряд картин и репродукций: “Первобытные люди", "Аликаев камень", “Пусть в этой войне вдохновляют нас подвиги предков” (по плакату П.А. Апякринского), “Ленин на отдыхе" (по картине М. Сидорова). Очень долго, больше года, создавал картину "Дружба” (заготовка леса). К сожалению, она затерялась в г. Балахне Горьковской области после смерти художника. По частным заказам делал отличные копии с картин знаменитых русских художников: “Три богатыря", "Аленушка”, "Сосновый бор", “Утро в сосновом лесу”, "Лесные дали”, “Лосиный остров". Дома он вывесил картину “Ель на средней плотинке в ненастный день” - о саранинской природе. В 40-60-е годы были модны настенные живописные ковры, и Евсей Дмитриевич освоил их технику создания, дарил молодоженам.

А для родственников, да и вообще, как считают многие, самой значимой в творчестве художника стала картина "Портрет отца Дмитрия Ильича, идущего за грибами" (ноябрь 1941 года).

Война сильно ударила по Якимовым. Его братья-гвардейцы сгинули на фронтах Великой Отечественной. 11 детей-сирот остались от них и Е.Д. Якимов всегда старался помочь семьям погибших братьев, которые буквально на руках носили его в детстве и юности.

В декабре 1960 года Евсея повезли в Москву, где в ортопедическом институте попытались изготовить протезы рук. Привез он их домой, попробовал пару раз с помощью родственников надеть, чтобы управляться с мотоколяской. Но остался недоволен и забросил их под кровать, как никчемные. Зато в Москве познакомился с женщиной, которая скрасила ему оставшуюся жизнь, стала верным другом и женой: Клавдией Ивановной Решиной. Она тоже была инвалидом по зрению, но обладала огромным запасом любви, доброты и заботы, который и тратила на Евсея Дмитриевича. Они еще некоторое время переписывались, а потом она приехала в Сарану и увезла художника в Балахну, мол, посмотри, как там люди живут. Да так там и остались жить эти любящие люди. Правда, Евсей Дмитриевич скучал по родине.

Шли годы. Е.Д. Якимов уже профессионально работал в мастерских художественного фонда г Горького, выполняя заказы местного отделения Союза художников. Периодически участвовал в художественных выставках. Обычная жизнь творческого человека. И не заметил, как подкралась болезнь. Умер 1 августа 1976 года, оставшись в памяти саранинцев и горьковчан, как человек, всей своей жизнью творивший подвиг. Без рук и ног, сумел прожить насыщенную жизнь в пример многим здоровым. А инвалидам - особенно. Он показал, что совершенствованию ЛИЧНОСТИ нет предела, по его пути пошли десятки и сотни других людей, которых природа обделила физическим здоровьем, но силой духа они многого добились в жизни.

Дмитрий САВИН, 12 лет, учащийся Красноуфимской школы искусств.

// Знак вопроса. – 2001. -  N 33. - С. 7

Коробов Степан Михайлович, владелец фосфорного завода в уездном городе Красноуфимске.
Коробов Степан Михайлович, владелец фосфорного завода в уездном городе Красноуфимске.

В Красноуфимском краеведческом музее хранится книга Евгения Леонидовича Якимова «Моё и наше» - это удивительная книга о семье Якимовых, жившей на Урале в Верхней Саране. Её читаешь и оторваться не можешь. Сколько уже людей перелистало её страницы... Свою главную мысль автор выразил в эпиграфе к этой книге:

«Память о предках своих -
Есть любовь к Отечеству,
Есть защита его.
Есть процветание и могущество его,
Есть уважение к нему других народов».

В августе 1996 года сотрудники Красноуфимского краеведческого музея совершили историко-бытовую экспедицию в эту почти уже заброшенную людьми русскую деревню Верхняя Сарана (тогда было 13 старых домов и только в трёх из них жили люди), ставя перед собой определённую цель: узнать как можно больше о жившем там крестьянском роде Якимовых и об уникальном художнике-самоучке Евсее Дмитриевиче Якимове, а также приобрести для музея вещи, принадлежавшие семье Якимовых, картины художника.

Якимов Евсей Дмитриевич (1919-1976 гг.) родился 5 июля 1919 года одиннадцатым ребёнком в старообрядческой семье Дмитрия Ильича (кузнеца) и Марии Семёновны Якимовых в деревне Верхняя Сарана Красноуфимского уезда Вроде бы надо было радоваться, но, ко всеобщему удивлению и огорчению, у мальчонки не было ни рук, ни ног. Маленького и смышленого Евсея любили все, и старшие братья, и деревенские жители Видимо, природа, отнимая у человека одно, компенсирует это другим. С ранних лет у него появилась тяга к рисованию. А как? Главным инструментом стали три пальца на так называемой ноге (крюк от тазобедренного сустава с небольшой стопой и пяткой с тремя пальцами). Этими пальцами он брал карандаш и рисовал. Рисовал и зубами.

Подробнее: "Подвиг длиною в жизнь"

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ