Липы привокзальные
Свежи в памяти те липы, которые окружали Красноуфимский вокзал, росли в сквере и были возле перрона. В ходе очередной реконструкции они оказались лишними.
Это лиственное дерево в народе в числе самых уважаемых.
В начале июля, бывает и позже, как в этом году, зацветает липа. В душный жаркий день липа дает желанную прохладу, а в период цветения, особенно вечерами, вокруг нее слышен медовый аромат.
Липа – неоценимая медоносная культура. Мед из ее пыльцы считается одним их ценнейших.
Живет липа 100-150 лет, а на хороших почвах до 300-400 лет. Встречаются липы, имеющие возраст почти 1000 лет.
Большой популярностью пользуется она средиумельцев по дереву: из нее делают бочки, красивую мебель, деревянные игрушки.
Есть регионы, где липа растет целыми лесами и рощами. У нас же на Урале она встречается в незначительных участках или в единичных экземплярах.
Есть в местных фондах воспоминания первых комсомольцев. Один из них, Кондарев Алексей Николаевич, 1906 г. р., в частности писал: «Часто устраивали комсомольские субботники. На них мы работали дружно, задорно. Посадили много деревьев на вокзале, теперь липы выросли».
Выходит тем нескольким липам, которые оставили, не менее 85 лет, другими словами – свидетели такого большого периода…. Станции Красноуфимск.
Валерий Ганькин
Магистраль Казань - Екатеринбург
Годы и факты
В 1868 году опубликован проект Уральско-Казанской железной дороги, в том числе южного направления: Казань – Сарапул - Красноуфимск – Екатеринбург - Камышлов - Тюмень (автор Е.В. Богданович).
В 1903 году предложено АО МКЖД проложить линию от станции Чепец через Осу на Красноуфимск и далее на Екатеринбург.
1906 год - Уездная управа вышла с предложением о строительстве ветки Кунгур - Красноуфимск, но управление МПС отклонило его «ввиду затруднительного состояния государственной казны».
Летом 1910 года несколько партий инженеров провели изыскания направления предлагаемой постройки новой железной дороги, в том числе и в окрестностях Красноуфимска.
В марте 1911 года в результате конкурсного отбора разрешение на сооружение магистрали получило акционерное общество Московско-Казанской железной дороги.
14 мая 1913 года Высочайшим указом строительство было утверждено.
13 июня этого же года министр Путей сообщения С.В. Рухлов утвердил южный вариант по проекту и под руководством инженера Белоцерковского.
В марте - июне 1914 года начато строительство дороги на всех девяти участках, в том числе и на седьмом, Красноуфимском.
В 1914 - 1916 годах построены вокзал, водокачка, паровозное депо, жилые здания на ст. Красноуфимск.
В течение 1916-1917-1919 годов, несмотря на то, что в районе недостроенной дороги велись боевые действия (в стране шла гражданская война и 4 сентября 1918 года декретом СНК МКЖД была национализирована), были сданы в эксплуатацию искусственные сооружения - тоннели, виадуки.
Подробнее: Магистраль Казань - ЕкатеринбургПамятные даты линии Казань-Екатеринбург
1868 год - опубликован проект Уральско-Сибирской дороги; проект «Южного» направления: Казань - Сарапул - Красноуфимск - Екатеринбург - Камышлов - Тюмень (автор Е.В.Богданович)
1903 год - предложено АО МКЖД линия от станцин Чепца через Осу на Красноуфимск и далее на Екатеринбург.
1906 год - Уездная управа вышла с предложением о строительстве ветки Кунгур - Красноуфимск, управление МПС отклонило его «ввиду затруднительного состояния государственной казны».
1910 год (лето) - несколько партий инженеров провели изыскания направления предлагаемой постройки новой железной дороги, причём изыскания эти коснулись и окрестностей города Красноуфимска.
1911 год (март) - в результате конкурсного отбора разрешение на сооружение магистрали получило акционерное общество Московско-Казанской железной дороги.
Подробнее: Памятные даты линии Казань-Екатеринбург
О трех "именных" улицах Красноуфимска
По данным городской администрации в Красноуфимске несколько десятков улиц.
В свое время Л.С. Зеленцов, известный местный краевед, приводил такой факт: 200 лет назад – около 1800 года – в городе было лишь пять улиц: Большая Гостиная, Троицкая, Никольская, Площадная, Фотеновская. Шестой улицей стала Соболевская, но это позднее, в середине 20-х годов 19-го века, когда образовалась деревня Соболевка и граница города к 1884 году дошла до нынешней улицы Бульварной.
Если говорить о нынешних названиях улиц, то их перечень неоригинален, мягко выражаясь, сумбурен. Так, все дореволюционные названия были переименованы в новые – советские; во вновь возникающих поселках улицы называли по местности, характеру труда жителей или веянию времени (моде). В сторону Сосновой горы, например, названия железнодорожные (Стрелочников, Энергетиков и т.д.) чередуются с писательскими: Пушкина, Горького. На Юртовской горе с понятными Юртовская, Набережная есть сразу три Садовых улицы. В Новом поселке, который застроился в последние годы, "прописались" полководцы и флотоводцы: улицы Нахимова, Ушакова, но тут же и Калинина, и Фестивальная; вокруг "Гипатрона" образовался союз авиаторов и ученых-почвоведов – тут Чкалова и Докучаева, Осипенко и Мичурина. Есть совершенно простецкие названия – переулки Солнечный, Рябиновый, улица Отдыха...
Если говорить о значении названий улиц, то, на мой взгляд, только три улицы из числа персонально именованных заслуженно носят свои имена – за крупные достижения перед городом.
Есть в Учхозе улица Варгина. В сборнике, посвященному красноуфимскому совхоз-техникуму (ныне аграрному колледжу), я нашел такие сведения. Его звали Владимир Николаевич, он из числа выпускников Петровской академии (сейчас "Тимирязевка"), жил в Красноуфимске, способствовал развитию сельского хозяйства. Благодаря его стараниям была выдана земля за рекой Уфой для практических занятий ("ферма" – будущий Учхоз). Его заслуги Министерством земледелия были оценены Большой золотой медалью. А деятельность В.Н. Варгина в Красноуфимском училище проходила в 1889-99 годах. Затем он занимал должность Пермского губернского агронома. Всего на Урале В.Н. Варгин проработал 40 лет. Удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Подробнее: О трех "именных" улицах КрасноуфимскаТак развивалась железная дорога
История строительства южного хода нынешней Горьковской железной дороги — одна из малоосвещенных страниц нашей истории. Отдельные печатные издания, редкие подлинные документы и воспоминания ветеранов позволяют дать общую картину строительства железной дороги в направлении Казань — Екатеринбург (Свердловск).
История железнодорожного строительства на Урале такова. В 1874 —78 годах была построена Уральская горнозаводская железная дорога, заменившая на большом отрезке традиционный гужевой путь от Перми до Екатеринбурга и ставшая первым звеном в сооружении Сибирской магистрали.
В следующем десятилетии на средства казны велось строительство железной дороги на восток от Екатеринбурга до Тюмени. С начала 1888 года обе дороги были слиты в одну магистраль, получившую название Уральской железной дороги.
Одновременно с этим велись работы по строительству железной дороги на Южном Урале. Эта очень важная линия связала Южный Урал с центральными районами страны. Участок Екатеринбург — Челябинск был закончен в 1896 году. В конце века с постройкой Пермь-Котласской железной дорога Урал получил связь с Северодвинским бассейном, с Белым морем. Самая главная из южных дорог — Оренбургская, построенная акционерным обществом в 1874—77 годах, связала Оренбург с Самарой.
В 60-х и 70-х годах прошлого столетия шли активные дискуссии по выбору варианта западной части будущей Транссибирской магистрали. После реформы 1861 года с проектами Уральско-Сибирской дороги выступили представители различных торгово-промышленных кругов. Наиболее активно обсуждались три основных проекта: В. К. Рашета, управляющего Нижнетагильским горным округом, получившего название «Север» (1861 г.): Пермь — Чусовая — Нижний Тагил — Ирбит — Тюмень; Е. В. Богдановича, полковника, чиновника для особых поручений министерства внутренних дел — по «южному» направлению (1866 г.): Сарапул — Красноуфимск — Екатеринбург — Камышлов — Тюмень; Н. И. Любимова, пароходовладельца, пермского городского головы — по «среднему» направлению: Пермь — Кунгур — Екатеринбург — Шадринск - Белозерская Слобода на реке Тоболе (севернее г. Кургана). Все три проекта стремились соединить железной дорогой Волжско-Камский бассейн с Обским. Первый проект Уральско-Сибирской железной дороги был опубликован в издании Московского университета «Московские ведомости» в июле 1887 года. Однако он не был поддержан правительством.
Подробнее: Так развивалась железная дорога