Маяковский в Красноуфимске
«Мне необходимо ездить. Общение с живыми вещами почти замещает мне чтение книг», - таков был девиз поэта В.В. Маяковского в 20-ые годы - время грандиозных преобразований в стране.
У П.И. Лавуты, организатора поездок поэта по стране, есть книга «Маяковский ездит по Союзу» (Москва, 1969 г.), в ней отражены все важнейшие поездки. «Самый северный город, куда я ездил, - это был Ярославль. Пора двинуться на Урал и в Сибирь», - говорил Маяковский в 1927 году. Эта поездка чуть не сорвалась. Вот как вспоминает Лавут: «Мы условились встретиться на Казанском вокзале... Буквально в последние секунды я увидел, как, размахивая двумя чемоданами, он мчится со всех ног и вскакивает в вагон в тот самый момент, когда раздался прощальный паровозный гудок».
На пути была остановка в Казани. «Казань не подвела - все пришли, -радовался Владимир Владимирович.
- А как здорово слушали поэму!» (Маяковский читал отрывки из поэмы «Хорошо!» - примечание П.И. Лавута).
Поезда ходили тогда с такой скоростью: «Едем точно по расписанию, 14 километров в час».
При дальнейшей поездке от Казани до Свердловска был такой случай: «Снова поезд. Маяковский сомневался - наш ли это вагон:
- Впервые встречаю такой вагон. Почему нет закрытых купе? Он как жесткий, но - мягкий.
Проводник объясняет, что вагон очень старый, таких по всей стране осталось несколько».
Была остановка у нас в городе: «Ночью - станция Красноуфимск. Перед сном Маяковский решил прогуляться но перрону. Мороз трескучий.
Подробнее: Маяковский в КрасноуфимскеПушкин о Красноуфимске
В 30-е годы 19-го столетия Александр Сергеевич Пушкин глубоко изучал проблему крестьянских восстаний. Рамки работы над романом «Дубровский» не давали возможности поставить ее на должном уровне. Это было сделано им в «Капитанской дочке» и в историческом романе «История Пугачева».
А.С. Пушкин начал работать над «Историей Пугачева» в январе 1833 года. А уже 25 марта приступил к написанию первой главы. И очень быстро - 25 мая - закончил первую, черновую, редакцию рукописи.
В процессе работы Пушкин общался не только с очевидцами событий, он счел необходимым побывать на местах сражений. Между 2 и 23 сентября он совершил поездку в Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, где опрашивал старожилов, записывая их рассказы в дорожную записную книжку, а также работал в архивах.
«Здесь (в Симбирске - прим. авт.) я возился со стариками, современниками моего героя, объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал, и очень доволен, что не напрасно посетил эту страну, - писал он Н.Н. Пушкиной 8 сентября. «Насилу доехал до Оренбурга... завтра еду к яицким казакам», - это из письма жене от 19 сентября. «В деревне Бреде, где Пугачев простоял 6 месяцев, имел я удачу: нашел 75-летнюю казачку, которая помнит это время...» - из письма от 2 октября.
Скорее всего в ходе изучения архивных документов А.С. Пушкин натолкнулся на название бывшей крепостцы, которая оказалась втянутой в бурный водоворот крестьянской войны, известной под названием «пугачевщина». Вот как он писал: «Пугачев, отраженный от Кунгура майором Поповым, двинулся было к Екатеринбургу, но, узнав о войсках там находившихся, обратился к Красноуфимску» (ПСС, 1981 г., т. 10, стр. 61).
Так под пером великого поэта и писателя впервые появилось название нашего городка-крепости. Впрочем, изучая его труды, я насчитал 6 упоминаний о Красноуфимске. Вот как звучат еще два: «11 июня Попов, узнав, что Пугачев находится близ Красноуфимска, пошел туда, в 8 верстах (в районе села Александровского - прим. авт.) был атакован, ретировался в Кунгур» (ПСС, т. 9. стр. 656). И далее читаем: «Пугачев, свободный от погони, пошел в Красноуфимск. И, встретя идущего на него из Кунгура гарнизонного полковника Попова с 400 рекрутами, и мужиков 400, с четырьмя пушками, атаковал его и преследовал 20 верст до самого Кунгура. Но Попов, выстроясь в каре, отстреливался, и 13-го возвратился. Пугачев пошел на Иргинский и Уинский заводы» (там же, стр. 663).
Так великий Пушкин вписал Красноуфимск в российскую историю.
Валерий ГАНЬКИН, краевед. г. Красноуфимск
Ганькин В. Пушкин о Красноуфимске/ В. Ганькин// Знак вопроса. - Красноуфимск, 2003. - N 6. - С. 4.
"Зигзаги" Сибирского тракта
В конце 17 - начале 18 веков в Российской империи сложились три главнейших тракта: Москва – Клин – Тиверь - Торжок, Вышний Волочек - Валдай - Тиула - Плавск -Мценск - Орел - Курск - Белгород, Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Ижевск - Пермь - Кунгур -Екатеринбург - Тюмень - Тобольск и далее.
Приведенный последний тракт получил название Московско-Сибирского. Его именовали в обиходе и кандальным, и тюремным, и каторжным. И в каждом из этих названий была отражена та тяжелая «обязанность», которую долгие годы несла эта знаменитая дорога. Она к тому же была самой длинной дорогой в мире, которая представляла собой единственный почтовый и торговый путь, связывающий зауральские пространства и центр России.
В 1998 году отмечалось 400-летие города Верхотурья. Дело в том, что в конце 16 века, в 1597 году, была открыта новая прямая дорога, сократившая путь в Сибирь, соединившая Солькамскую с течением Туры, в верховьях которой в 1598 году и был основан город. Он стал важнейшим транзитным пунктом. Здесь 4 века была устроена таможня, через которую шла торговля Европейской России с Сибирью.
В Петровскую эпоху на Урале возникает целый ряд заводских поселений, усиливается дальнейшая колонизация этого края. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году возрастает значение так называемой старой Казанской дороги, которая выпрямилась и пошла с Екатеринбурга на Ушкинскую слободу, Бисерть, а оттуда на Кунгур, Егошинский завод (Пермь) и Казань. (Из материалов Д. Губанова).
Известно, что самый южный вариант Сибирского тракта по маршруту Кунгур - Суксун - Златоустовское - Быково - Ачит - Афанасьевское - Кленовское - Бисерть - Киргишаны был открыт в 1783 году.
До этого эта дорога была малоустроена, почти безлюдна. К тому же Высочайшие указы от 1753 и 1758 годов грозили конфискацией всего груза тех, кто избегал Верхотурской таможни. Эту дорогу сначала использовали для курьерской связи, а с 1754 года стали возить почту. В 1763 году таможня на Бабиновской дороге упраздняется. (Из материалов Л. С. Зеленцова).
Возрастает значение дороги по указанному маршруту. Безопасность городских поселений, жителей острожков защищает целая система крепостей, которые возникли в 50-е годы 18 столетья; Кленовская и Грибовская - в 1723 году, Киргишанская - в 1734 году, Ачитская и Бисертская (в с. Афанасьевске) - в 1735 году. (Из материалов А. Барабанова).
Подробнее: "Зигзаги" Сибирского трактаБажов - депутат по Красноуфимскому избирательному округу
Посвящается памяти П.П. Бажова. 27 января исполняяется 125 лет со дня его рождения.
Этот материал в первую очередь обращен к тем, кто помнит известного уральского писателя Павла Петровича Бажова как депутата Верховного Совета СССР.
Павел Петрович близок к нам по двум причинам. Во-первых, будучи учащимся Пермской духовной семинарии в 1893-99 гг., неоднократно проезжал по Сибирскому тракту. В книге воспоминаний о Бажове написано: «Когда выехали на старый Сибирский тракт, памятный Павлу Петровичу с детства, он замолчал, на вопросы отвечал односложно, внимательно всматривался, в сгущающихся сумерках старясь разглядеть знакомые места...: «Тут, сколько помню, будет крутой поворот, а за ним спуск...» (дело происходило в сентябре 1946 года). Во-вторых, оказывается, Павел Петрович за 22 года до этого ездил по делам в только что организованный Манчажский район.
Так сложилось, что инициатива о выдвижении Бажова в депутаты Верховного Совета СССР по Красноуфимскому избирательному округу исходила из Манчажа. Об этом писал известный журналист С. Мешавкин: «Позади Красноуфимск. Дорога петляет по берегу Уфы и ее стариц (полагаю, ехали через Крылово, Дружинино, Бардым, Манчаж - прим. автора)». Конюхом был Сташка Алиев, который заведовал райисполкомовскими рысаками. Была тогда в Манчаже гостиница, где и разместили. Было тогда уже и электрическое освещение от движка местной МТС.
В Манчаже состоялась первая встреча с кандидатом в депутаты. Старый, довоенной постройки Дом культуры не мог вместить всех желающих послушать Павла Петровича. На встрече выступили многие, в том числе, директор единственного в районе Натальинского стеклозавода Томашевский. Во время этой поездки Бажов побывал и в Верхнем Бардыме, где провел встречу с местными жителями в доме секретаря парторганизации колхоза «Увий» Лавровой Татьяны Ивановны.
В сентябре того же года Бажов ездил в колхоз «Заря» Ачитского района: «...ранним вечером выехали...к Терновым Александру Перфильевичу и Марии Гавриловне. Мы на рассвете прибыли в «Зарю». Нас ждали и нам были рады. Весь следующий день ходили по колхозу... Когда пришли на строящуюся плотину, он и Тернов горячо обсуждали возможность разведения рыбы в пруду. На участке для нового поселка посмотрели места, отведенные под строительство домов, больницы, школы, усадеб для специалистов».
Подробнее: Бажов - депутат по Красноуфимскому избирательному округуТорпеды под Красноуфимском
Многим памятен исторический факт 1 мая 1960 года, когда под Свердловском был сбит американский самолет-шпион У-2. Но не все знают, что система самонаведения была разработана создателем первой советской вычислительной машины (с хранимой программой - МЕЭМ; 50 операций в секунду) Сергеем Алексеевичем Лебедевым (1902-1974 гг.).
Уроженец Нижнего Новгорода, в семье Лебедевых он был третьим ребенком. Отец, николаевский солдат, а после рекрутчины - подвижником народного образования в одном волжском городе.
Сергей Алексеевич - выпускник электротехнического факультета МВТУ. В военном 1941 году вместе с руководимым им электротехническим институтом он эвакуировался в Свердловск. Здесь, на Урале, занимался изготовлением самонаводящейся торпеды. Решить эту задачу - значило спасти тысячи жизней летчиков морской авиации ВМФ, идущих на опасное сближение с крейсерами и катерами врага. Жизнью расплачивались молоденькие выпускники летных училищ за нехватку боевой техники.
Истины ради надо сказать, что система самонаведения была сдана в эксплуатацию лишь в 50-х годах, хотя и после возвращения института в Киев работы продолжались на Украине.
В книге, посвященной С.А. Лебедеву, есть любопытные строки: «Уже зимой 1943 года самонаводящиеся торпеды использовались под Красноуфимском на Урале» (стр. 334).
Есть немногие свидетели, которые утверждают, что в упомянутом году исчезла рыба на реке Уфе.
Понятно, что испытания проводились в условиях строжайшей секретности, но, может быть, найдутся среди читателей невольные свидетели этого события. Откликнитесь!
Заслуги С.А. Лебедева были оценены достойно: он - действительный член АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и Государственной премий, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, Трудового и Боевого Красного Знамени.
Имя его стоит наряду с именами И. В. Курчатова и С. П. Королева.
«Применение машин имеет целью не замену человека машиной, а огромное увеличение возможностей человека в результате применения машин», - говорил он на научной конференции в марте 1956 года.
В век компьютеров мы должны помнить, что основоположником этого направления в советской науке был С. А. Лебедев, более 60 лет назад работавший в наших краях.
Валерий ГАНЬКИН, краевед г. Красноуфимск
Ганькин В. Торпеды под Красноуфимском/ В. Ганькин // Знак вопроса. -Красноуфимск, 2003. - N 28. - С. 3.