В начале XIXвека в Красноуфимске существовало одно каменное здание - казначейство, а 1899 году насчитывалось уже 45 каменных домов. Строительство общественных зданий конца ХIХ - начала XX веков связаны с деятельностью Красноуфимского земства и с именем строителя-подрядчика Фадея Николаевича МАЛЬКОВА.
Из воспоминаний родственников Малькова мы узнаем, что Фадей Николаевич родился в 40-х годах XIX века в Вятской губернии Уинского уезда. Фадей был старшим в семье. В 30 лет, когда умерли родители, на его попечении осталось три брата. В Вятской губернии Фадей работал плотником, позднее брал подряды и был старшим артели.
В 80-е годы XIXвека Мальков приехал в Красноуфимск и устроился работать старшим артели плотников. Вместе с ним приехали и младшие братья: Андрей, Игнатий и Тит. Все они были крупного телосложения, не курили, не употребляли спиртного. Кроме Тита все уже были женаты и жили одной большой дружной семьей, главой которой был Фадей Николаевич. Грамоте Фадей не учился, писать и читать не умел, но считал неплохо. Беседуя с местными жителями, он присматривался к природным строительным материалам: лесу, глине, камню, которые можно было использовать для изготовления кирпича. Обладая незаурядными способностями, смекалкой и природным умом, Фадей организовал производство кирпича, обжиг камня на известь, столярные мастерские. Заготовку леса производили только зимой, так как считали, что в это время лес в мертвой спячке, значит крепкий. Строевой лес шел на строительство, отходы - на дрова для обжига кирпича и извести. Вся семья Мальковых принимала участие в работе: Андрей Николаевич подбирал плотников и каменщиков, заготовлял стройматериалы. Игнатий зимой работал столяром - делал рамы и двери, а летом был мастером на обжиге кирпича. Тит выполнял все хозяйственные работы, занимался заготовкой продуктов питания. Жены братьев выпекали по 30-35 караваев в день, готовили обеды. Было налажено трехразовое питание всех рабочих и своей семьи. Каждую неделю, в субботу, Фадей Николаевич сам рассчитывал рабочих. Члены своей семьи денег не получали, питались и одевались все вместе, одинаково. Старожилы города очень тепло отзывались о Фадее Николаевиче, говорили о его доброте по отношению к простым людям, о готовности бескорыстно оказать помощь. Талантливый и трудолюбивый, он владел многими строительными специальностями. По поручению городской и земской управ Фадей Николаевич Мальков руководил строительством каменных зданий государственного значения как в городе, так и в уезде. В конце XIX- начале XXвеков были построены здания женской гимназии, городского училища (ныне педколледж), городской и уездной земской управ, собор Александра Невского. В уезде строились здания волостных управлений, склады для хранения зерна и другое. Мальков имел свой небольшой завод по изготовлению кирпича, извести и прочих строительных материалов. Он сам проводил испытания прочности раствора: скреплял свежеприготовленным раствором стопку кирпичей, через определенное время поднимал всю стопку за верхний кирпич. Если хоть один кирпич отваливался - весь замес браковался и безжалостно выбрасывался.
На улице Ленина, 88 (бывшей Троицкой) стоят здания, принадлежавшие семье Мальковых. Им же принадлежал стоявший во дворе кирпичный флигель, в котором в настоящее время расположены жилые помещения. В доме Мальковых когда-то размещалась детская библиотека, затем выставочный зал краеведческого музея. Рассказывают, что у Мальковых часто устраивались собрания старообрядцев - людей суровых, серьезных и работящих. Умер Фадей Николаевич в 1915 году и похоронен в Красноуфимске на старообрядческом кладбище.
PS. Воспоминания записаны мной в августе 1986 года со слов Малькова Ивана Николаевича, 1914 года рождения - внука Игнатия Николаевича Малькова, проживавшего в г. Первоуральске.
Тамара ШИСТЕРОВА, заведующая фондами Красноуфимского краеведческого музея.
//Вперед.-2006.-9 февр.-С.2
Священство - есть активная сила, есть непрестанная деятельность, и поэтому около него всегда закипает ожесточенная вражда, борьба, которая ведется за знамя Христа и против него, вражда мира против Бога.
Протоиерей Иоанн Восторгов
6 февраля 1861 г. в губернском г. Перми в семье протоиерея Иоанна Будрина родился сын, в святом крещении получивший имя Алексия (на фото).
С раннего детства мальчику и его сестре (имя неизвестно) прививаются понятия о кротости и послушании, о терпении, чтобы во время детских игр они не затевали ссоры или споры между собой и сверстниками, о сострадании к убогим, просящим подаяние, которых они видят во время прогулок, родители заботились о том, чтобы душа и ум чад их были открыты и для детских молитв.
Вечерние сумерки Рождественского поста. Во мраке пустынных улиц, как глаза голодной стаи волков, горят керосиновые фонари-коптилки. Чуть слышен глухой стук деревянной колотушки караульного. Уже плотно задернуты тяжелые гардины на окнах. Между ними в простенке висит большое зеркало в резной раме красного дерева. В нем отражаются зажженные сальные свечи, матушка за рукоделием. На столе начищенный медный самовар, в его поддоне еще пышут жаром сосновые шишки - он сияет и греет, как солнышко. В углу, что зовется красным, иконы - серебряные оклады поблескивают от мерцающей загадочным светом лампады. Алеша знает, что Господь незримо присутствует рядом, осеняет себя крестным знамением, испрашивает у Него благословение и с усердием приступает к детским трудам. Он терпеливо рисует, а затем вырезает из белой бумаги ангелов. Маленькая сестра, усадив куклу у теплой печи, спешит помочь ему привязать нити к поделкам. Лица детей зарумянились и сияют от радости. Они знают, что скоро под колокольные звоны в каждый храм и в каждый дом радостно войдёт Рождество. Может случиться, что дети обнаружат утром в стылых сенях, возле кадки с квашеной капустой, новые салазки.
В тихой, мирной домашней обстановке в детском сознании укрепляются понятия о христианских праздниках, о православной вере.
Время летит незаметно. Алексий возмужал и сознательно определил цель своей жизни - служение Богу. На выбор повлиял пример образцового служения о. Иоанна, благочестивая жизнь родителей. Юноша получил необходимое образование для поступления в духовную семинарию, в которую зачислен после сдачи вступительных экзаменов. В пору юности Алексий знакомится со скромной светлоглазой девушкой Капитолиной Всеволодовной, а затем венчается с ней.
В 1882 году Алексий окончил полный курс наук с аттестатом 1-го разряда и званием студента. Епископом Вассианом рукополагается в сан дьякона Благовещенской церкви мужской гимназии. С 7 мая 1882 года по 19 января 1883 года в возрасте 21 года он вступает в должность учителя и законоучителя в школе арестантского отделения.
19 января 1883 года викарным епископом Екатеринбургским Нафанаилом, викарием Пермским дьякон Алексий рукополагается в сан священника Сыринской Свято-Троицкой церкви.
За время проживания в с. Сыринске семья батюшки пополняется троимя детьми и укрепляется общими заботами, взаимопониманием, совместным преодолением житейских проблем.
Подробнее: Житие священномученика Алексея Будрина
Алексе́й Иоа́ннович Бу́дрин (6 февраля 1861 — 25 января 1918) — Настоятель Свято-Троицкого собора Красноуфимска. Депутат 4-й Государственной Думы от Пермской губернии.
Православный. Из семьи священника. Имел 350 десятин церковной земли и дом в Перми.
Образование он получил в Пермской Духовной семинарии, окончив ее с аттестатом первого разряда. 19 января 1883 года отец Алексий был удостоен рукоположения в сан священника, которое совершил Преосвященный Нафанаил, епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии и священствовал в селе Сыринском Красноуфимского уезда (1883—1887). Указом Духовной консистории от 16 августа 1887 года, был переведен для служения в Красноуфимск в церковь в честь Святых Кирилла и Мефодия при реальном училище, также был законоучителем Красноуфимского реального училища, с 1891 — и. д. инспектора классов и законоучителем Пермского епархиального женского училища.
В 1909 году был возведен в протоиереи, в декабре того же года назначен настоятелем Красноуфимского собора. Также состоял благочинным городского округа и председателем Красноуфимского уездного отделения епархиального училищного совета. По выбору городской думы был членом училищного совета, членом педагогического и попечительного совета местной женской гимназии и членом попечительного совета промышленного училища, а также председателем церковно-приходского попечительства.
В 1912 году был избран в члены Государственной думы от Пермской губернии съездом землевладельцев. Входил во фракцию русских националистов и умеренно-правых (ФНУП), после её раскола в августе 1915 — в группу прогрессивных националистов и Прогрессивный блок. Состоял секретарем редакционной комиссии (со 2 декабря 1916), а также членом комиссий: по исполнению государственной росписи доходов и расходов, по вероисповедным вопросам, распорядительной и по делам православной церкви.
Подробнее: Будрин Алексей Иоаннович
О талантливом докторе Матвее Ивановиче Мизерове, враче вересаевского типа, было уже немало публикаций, основанных на воспоминаниях его коллег-современников, друзей, близких. В своей статье я хочу рассказать об одном из старших сыновей Матвея Ивановича - Вадиме, человеке, известном в художественной среде, но о котором на родине, к сожалению, мы узнали совсем недавно. Кто же он, неизвестный нам Вадим Матвеевич Мизеров?
Со времени рождения Вадима Матвеевича прошло 115 лет, а со времени смерти - 50. Он родился в Красноуфимске в 1889 году, был третьим ребенком в семье. Несомненно, атмосфера дома явилась основополагающей в становлении человеческих качеств сына. После окончания Тюменского реального училища он поступил на архитектурный факультет Казанской художественной школы, которую закончил с отличием в 1913. году. Учителем Мизерова был известный живописец Николай Иванович Фешин. Тогда впервые в жизни Вадим «почувствовал» родство живописи и графики и понял, что живописность заключается в умении создавать богатство тона. Его дипломный проект «Часовня для Томска» был отмечен первой премией. Так, впервые случай столкнул Мизерова и Томск.
В 1913 году его работы привлекают одного из членов объединения «Мир искусства» Е. Лансере, по просьбе которого Мизеров начинает выполнять зарисовки строений Пермской губернии для петербургского архитектурного журнала. Несомненно, что удачно выполненный заказ был бы путевкой Мизерову в Петербург. Но случилось иначе: летом 1914 г. началась первая мировая война и Вадим был мобилизован. В 1920 году он приезжает в Томск, вступает в секцию ИЗО, куда входили крупные художники В. Милашевский, М. Берингов. А. Тихомиров и др., которые одним их своих направлений в работе считали сохранение архитектурных памятников Томска путем зарисовок. Так рисунки старых домов, крылец, дворов помогли Мизерову полюбить Томск навсегда. Работая здесь, он руководил кафедрой графики и технического черчения в Политехническом институте и возглавлял художественную студию Дома ученых. О творчестве Вадима Мизерова много писал известный искусствовед П.Д. Муратов; педагогической деятельности Мизерова посвящена статья его вдовы Валентины Михайловны Гладковой в сборнике «Художественная культура и интеллигенция в Сибири», его хорошо помнят старые томичи. Но он, как и многие художники его поколения, не стал широко известным потому, что не превозносил себя, не хулил мыслящих иначе, чем он, да и потому, что жил далеко от столицы и на уговоры о переезде не поддавался. История искусства XXвека еще только начинает высвечиваться: появляются новые имена и неизвестные произведения, вслед за которыми приходит истина оценок. Творчество Вадима Мизероваво многом продолжение его личности. В жизни художнику были присущи особая пластика и артистизм. А разочарования, неудачи, губительное для него противоречие 1930 годов были скрыты от большинства глаз. Томичам осталось его богатое графическое наследие, рисунки, акварели, женские и детские портреты, бережно сохраненные его вдовой и сыном Борисом и переданные в Томский областной художественный музей. К большому сожалению, в фондах нашего музея нет ни одной работы этого замечательного мастера, но мы рады, что имя нашего бывшего земляка не находится в забвении.
ШистероваТамара Владимировна, заведующая фондами Красноуфимского краеведческого музея
ШистероваТ. В. Из ранее неопубликованного:[В. М. Мизеров - сын М. М. Мизерова: К 150-летию со дня рождения доктора медицины, Почетного гражданина города Красноуфимска Мизерова Матвея Ивановича]/ Т. В. Шистерова // Городок.-Красноуфимск, 2004.-N 20. - С. 10.
Этот дом стоит на углу двух улиц. В комнатах многое напоминает о событиях давних, но бурных. В первую очередь — это фотографии. На них запечатлены мужественные люди во френчах и буденовках — форме солдат Красной Армии. Побывав здесь, чувствуешь то грозное и славное время, которое мы все называем гражданской войной. Чувствуешь, как идут годы. Но они не в силах стереть в памяти благодарных потомков подвиги тех, кому в то время было восемнадцать—двадцать лет, а сейчас волосы посеребрила седина. А иные из них остались для нас вечно молодыми, отдав свою жизнь за победу революции. Таким остался для нас и молодой красногвардеец Александр Тресков.
Жили на одной улице в Красноуфимске двое молодых парней, двое друзей: Саша Тресков и Алеша Никифоров. Оба из бедных, оба ровесники. Жизнь не баловала ни того, ни другого. Вот почему каким-то шестым чувством настрадавшихся людей они сразу поняли, что несет им Советская власть. А поняв, уже не могли оставаться в стороне. Они пошли защищать Советскую власть. Защищать то, что она им дала: равноправие, восьмичасовой рабочий день вместо изнурительного двенадцатичасового. 20 января 1918 года Александр Тресков и Алексей Никифоров вступили в Красную гвардию.
Время было тревожное. «Контра» поднимала голову. Красногвардейцам нужно было быть начеку. И они зорко стерегли покой и тишину Красноуфимска.
Контрреволюционное восстание началось летом 1918 года почти одновременно в Красноуфимске, близлежащих селах: Ачите, Александровском. Далеко не последнюю роль в нем играл помещик Голубцов. На подавление восстания были брошены лучшие силы, цвет революционного Красноуфимска. Вместе с испытанными борцами Иваном Писцовым, Михаилом Мешавкиным в бой пошли молодые красногвардейцы, в числе которых были Александр Тресков и Алексей Никифоров. В открытую с врагом они встретились в районе теперешней селекционной станции, откуда со стороны Ключиков шли белые.
Туманным июльским утром в разведку на своем коне ушел Саша Тресков. Ушел и не вернулся. Белогвардейская пуля поразила его в самое сердце. Прибежал к своим осиротевший конь без седока, а распластанное тело красногвардейца осталось на ничейной земле между окопами наших и белых.
Ночью друзья вынесли тело Трескова с места его гибели. На следующий день Александра проводили в последний путь, похоронив па городском кладбище. Сухо треснули вы стрелы траурного салюта — и снова на передовую. Впереди были новые бои. Вместе со всеми пошел мстить за смерть друга Алексей Никифоров.
Подробнее: Дом на перекрестке