«Нам дана короткая жизнь, но память об отданной на благое дело жизни - вечна».
Цицерон...
Работая с архивными документами, с воспоминаниями друзей, родственников, которым довелось жить и работать с людьми «в белых халатах», оставивших и внесших большой вклад в развитие земской медицины и медицины в целом, возникает желание поделиться с нашими читателями о их жизни, работе, творческих стремлениях.
Сегодня мы вспомним и расскажем о Эмиле Мариановиче Сенкевиче, который после вынужденного ухода М.И. Мизерова из больницы около 10 лет был хирургом и одновременно возглавлял земскую больницу.
Родился Э.М. Сенкевич 21 апреля 1882 года в Бирском уезде, Уфимской губернии, в семье ссыльного польского дворянина. Детство прошло в Тюкалинском уезде Тобольской губернии. С ранних лет вместе с отцом ходил в тайгу, и его тяга и любовь к природе, тайге сохранилось на всю его жизнь.
В 1902 году окончил полный курс медицинских наук Варшавского университета. Летом 1905 года, будучи заведующим холерным бараком в Кургане, где в это время жил его отец, просил врачебное отделение губернского Управления направить его в Березовский край или другое отдаленное место Тобольской губернии «в видах тех, что интересуюсь в медицинском отношении указанными местами». В сентябре этого же года он выезжает на службу в Пелым, где и проработал до лета 1908 года. Работая в Пелыме, он добивается направления в Казань и в ноябре 1906 года с отличием проходит испытательную комиссию в Казанском университете и удостоен степени лекаря со всеми предусмотренными правами и преимуществами.
Как объездной врач Сенкевич исходил вдоль и поперек обширные болота, многократно проехал по всем рекам, производя поголовные антропометрические измерения вогулов.
Подробнее: Хирург Э.М. СенкевичЕвдокия Григорьевна Храмова - удивительная женщина во всех отношениях. Вся судьба ее соткана из ярчайших красок, которые не блещут и по сегодняшний день, хотя в марте она отметила юбилеи - 80 лет.
Что ж, давайте удивляться и радоваться за Евдокию Григорьевну вместе. Во-первых, несмотря на годы, она до сих пор работает в ЦРБ экспертом в медико-социальной экспертной комиссии (бывшая ВТЭК). Многие люди, сталкиваясь с проблемами своего здоровья, знают эту убеленную сединой худенькую женщину. Ведь как она пришла работать в больницу в 1946 году, с тех пор здесь и трудится. Представьте, после выхода на пенсию Евдокия Григорьевна отдала любимому делу еще 25 лет. Феномен, да и только! В чем секрет такого трудолюбия, удивительной энергии, физической закалки? Ведь немало пожилых людей, выйдя на пенсию, уже и не помышляют об общественном труде, а Е.Г. Храмова по-прежнему каждый день спешит на работу в ЦРБ.
Ответ, видимо, дает сама жизнь, которая у Евдокии Григорьевны насыщена до предела.
ЮНОСТЬ
Дуся родилась и выросла в Красноуфимске, училась в школе N 1. Здесь же, в далеком 35-м году, пятнадцатилетняя девчонка познакомилась с парнем. Леонид учился в 9 классе, она - в 8. И вспыхнула между юными сердцами искорка симпатии, которая перешла потом в большую любовь.
Десять долгих лет жених и невеста дружили, переписывались, встречались, прежде чем зарегистрировали брак. Отечественная война спутала все мирные планы, но не сумела погасить чувства двух молодых людей. И оба, благодаря судьбе, хотя и были участниками войны, живыми вернулись с фронта.
ФРОНТ
После школы Евдокия поступила в Пермский мединститут, Леонид в 1937 году уехал в Москву учиться в железнодорожный техникум.
Когда началась война, оба оказались на фронте. Капитан медслужбы Евдокия Кудряшова служила в прифронтовых госпиталях, сержант Леонид Храмов участвовал в обороне Москвы, воевал на Ленинградском фронте... Оба прошли долгие версты войны, но не теряли друг друга из виду, полевая почта была их «связником».
Подробнее: Неугомонная ЕвдокияСвященство - есть активная сила, есть непрестанная деятельность, и поэтому около него всегда закипает ожесточенная вражда, борьба, которая ведется за знамя Христа и против него, вражда мира против Бога.
Протоиерей Иоанн Восторгов
6 февраля 1861 г. в губернском г. Перми в семье протоиерея Иоанна Будрина родился сын, в святом крещении получивший имя Алексия (на фото).
С раннего детства мальчику и его сестре (имя неизвестно) прививаются понятия о кротости и послушании, о терпении, чтобы во время детских игр они не затевали ссоры или споры между собой и сверстниками, о сострадании к убогим, просящим подаяние, которых они видят во время прогулок, родители заботились о том, чтобы душа и ум чад их были открыты и для детских молитв.
Вечерние сумерки Рождественского поста. Во мраке пустынных улиц, как глаза голодной стаи волков, горят керосиновые фонари-коптилки. Чуть слышен глухой стук деревянной колотушки караульного. Уже плотно задернуты тяжелые гардины на окнах. Между ними в простенке висит большое зеркало в резной раме красного дерева. В нем отражаются зажженные сальные свечи, матушка за рукоделием. На столе начищенный медный самовар, в его поддоне еще пышут жаром сосновые шишки - он сияет и греет, как солнышко. В углу, что зовется красным, иконы - серебряные оклады поблескивают от мерцающей загадочным светом лампады. Алеша знает, что Господь незримо присутствует рядом, осеняет себя крестным знамением, испрашивает у Него благословение и с усердием приступает к детским трудам. Он терпеливо рисует, а затем вырезает из белой бумаги ангелов. Маленькая сестра, усадив куклу у теплой печи, спешит помочь ему привязать нити к поделкам. Лица детей зарумянились и сияют от радости. Они знают, что скоро под колокольные звоны в каждый храм и в каждый дом радостно войдёт Рождество. Может случиться, что дети обнаружат утром в стылых сенях, возле кадки с квашеной капустой, новые салазки.
В тихой, мирной домашней обстановке в детском сознании укрепляются понятия о христианских праздниках, о православной вере.
Время летит незаметно. Алексий возмужал и сознательно определил цель своей жизни - служение Богу. На выбор повлиял пример образцового служения о. Иоанна, благочестивая жизнь родителей. Юноша получил необходимое образование для поступления в духовную семинарию, в которую зачислен после сдачи вступительных экзаменов. В пору юности Алексий знакомится со скромной светлоглазой девушкой Капитолиной Всеволодовной, а затем венчается с ней.
В 1882 году Алексий окончил полный курс наук с аттестатом 1-го разряда и званием студента. Епископом Вассианом рукополагается в сан дьякона Благовещенской церкви мужской гимназии. С 7 мая 1882 года по 19 января 1883 года в возрасте 21 года он вступает в должность учителя и законоучителя в школе арестантского отделения.
19 января 1883 года викарным епископом Екатеринбургским Нафанаилом, викарием Пермским дьякон Алексий рукополагается в сан священника Сыринской Свято-Троицкой церкви.
За время проживания в с. Сыринске семья батюшки пополняется троимя детьми и укрепляется общими заботами, взаимопониманием, совместным преодолением житейских проблем.
Подробнее: Житие священномученика Алексея БудринаАлексе́й Иоа́ннович Бу́дрин (6 февраля 1861 — 25 января 1918) — Настоятель Свято-Троицкого собора Красноуфимска. Депутат 4-й Государственной Думы от Пермской губернии.
Православный. Из семьи священника. Имел 350 десятин церковной земли и дом в Перми.
Образование он получил в Пермской Духовной семинарии, окончив ее с аттестатом первого разряда. 19 января 1883 года отец Алексий был удостоен рукоположения в сан священника, которое совершил Преосвященный Нафанаил, епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии и священствовал в селе Сыринском Красноуфимского уезда (1883—1887). Указом Духовной консистории от 16 августа 1887 года, был переведен для служения в Красноуфимск в церковь в честь Святых Кирилла и Мефодия при реальном училище, также был законоучителем Красноуфимского реального училища, с 1891 — и. д. инспектора классов и законоучителем Пермского епархиального женского училища.
В 1909 году был возведен в протоиереи, в декабре того же года назначен настоятелем Красноуфимского собора. Также состоял благочинным городского округа и председателем Красноуфимского уездного отделения епархиального училищного совета. По выбору городской думы был членом училищного совета, членом педагогического и попечительного совета местной женской гимназии и членом попечительного совета промышленного училища, а также председателем церковно-приходского попечительства.
В 1912 году был избран в члены Государственной думы от Пермской губернии съездом землевладельцев. Входил во фракцию русских националистов и умеренно-правых (ФНУП), после её раскола в августе 1915 — в группу прогрессивных националистов и Прогрессивный блок. Состоял секретарем редакционной комиссии (со 2 декабря 1916), а также членом комиссий: по исполнению государственной росписи доходов и расходов, по вероисповедным вопросам, распорядительной и по делам православной церкви.
Подробнее: Будрин Алексей Иоаннович
О талантливом докторе Матвее Ивановиче Мизерове, враче вересаевского типа, было уже немало публикаций, основанных на воспоминаниях его коллег-современников, друзей, близких. В своей статье я хочу рассказать об одном из старших сыновей Матвея Ивановича - Вадиме, человеке, известном в художественной среде, но о котором на родине, к сожалению, мы узнали совсем недавно. Кто же он, неизвестный нам Вадим Матвеевич Мизеров?
Со времени рождения Вадима Матвеевича прошло 115 лет, а со времени смерти - 50. Он родился в Красноуфимске в 1889 году, был третьим ребенком в семье. Несомненно, атмосфера дома явилась основополагающей в становлении человеческих качеств сына. После окончания Тюменского реального училища он поступил на архитектурный факультет Казанской художественной школы, которую закончил с отличием в 1913. году. Учителем Мизерова был известный живописец Николай Иванович Фешин. Тогда впервые в жизни Вадим «почувствовал» родство живописи и графики и понял, что живописность заключается в умении создавать богатство тона. Его дипломный проект «Часовня для Томска» был отмечен первой премией. Так, впервые случай столкнул Мизерова и Томск.
В 1913 году его работы привлекают одного из членов объединения «Мир искусства» Е. Лансере, по просьбе которого Мизеров начинает выполнять зарисовки строений Пермской губернии для петербургского архитектурного журнала. Несомненно, что удачно выполненный заказ был бы путевкой Мизерову в Петербург. Но случилось иначе: летом 1914 г. началась первая мировая война и Вадим был мобилизован. В 1920 году он приезжает в Томск, вступает в секцию ИЗО, куда входили крупные художники В. Милашевский, М. Берингов. А. Тихомиров и др., которые одним их своих направлений в работе считали сохранение архитектурных памятников Томска путем зарисовок. Так рисунки старых домов, крылец, дворов помогли Мизерову полюбить Томск навсегда. Работая здесь, он руководил кафедрой графики и технического черчения в Политехническом институте и возглавлял художественную студию Дома ученых. О творчестве Вадима Мизерова много писал известный искусствовед П.Д. Муратов; педагогической деятельности Мизерова посвящена статья его вдовы Валентины Михайловны Гладковой в сборнике «Художественная культура и интеллигенция в Сибири», его хорошо помнят старые томичи. Но он, как и многие художники его поколения, не стал широко известным потому, что не превозносил себя, не хулил мыслящих иначе, чем он, да и потому, что жил далеко от столицы и на уговоры о переезде не поддавался. История искусства XXвека еще только начинает высвечиваться: появляются новые имена и неизвестные произведения, вслед за которыми приходит истина оценок. Творчество Вадима Мизероваво многом продолжение его личности. В жизни художнику были присущи особая пластика и артистизм. А разочарования, неудачи, губительное для него противоречие 1930 годов были скрыты от большинства глаз. Томичам осталось его богатое графическое наследие, рисунки, акварели, женские и детские портреты, бережно сохраненные его вдовой и сыном Борисом и переданные в Томский областной художественный музей. К большому сожалению, в фондах нашего музея нет ни одной работы этого замечательного мастера, но мы рады, что имя нашего бывшего земляка не находится в забвении.
ШистероваТамара Владимировна, заведующая фондами Красноуфимского краеведческого музея
ШистероваТ. В. Из ранее неопубликованного:[В. М. Мизеров - сын М. М. Мизерова: К 150-летию со дня рождения доктора медицины, Почетного гражданина города Красноуфимска Мизерова Матвея Ивановича]/ Т. В. Шистерова // Городок.-Красноуфимск, 2004.-N 20. - С. 10.