Материалы краеведа В. Д. Ганькина

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

После того, как любознательный читатель получил картину ярмарок и базаров Красноуфимского уезда, представил размах товарно-де­нежных отношений, невольно возникает вопрос - сколько зарабаты­вали различные слои населения Российской империи в конце 19-20 столетия.

Ниже дан перечень месячной зарплаты.

Высшие должностные лица:

- министр внутренних дел - 2040 руб. + казенная квартира;

- министр финансов - 1500 руб.;

- военный министр - 1000 руб.+ 1000 руб. за разъезды;

- губернатор - 416-666 руб.;

- вице-губернатор - 208-395 руб.;

- полицейский пристав - 125 руб.;

- околоточный - 33 руб.;

- городовой - 12-15 руб.

Военные:

- армейский генерал – 125-175 руб;

-  полковник - 100 руб. + 40 руб. до­бавочных;

-  капитан, ротмистр - 75 руб + 25 руб. добавочных;

-  поручик - 60 руб. + 20 руб. доба­вочных.

Дополнительно получали так называемые «столовые деньги»:

- командир корпуса - 475 руб.;

- командир дивизии - 350 руб.;

- командир полка - 225 руб.;

- командир роты - 30 руб.;

Помимо этого, выплачивалось жалова­нье «за выслугу лет» в зависимости от срока пребывания в рядах армии и флота.

Подробнее: Помесячные и годовые жалованья

«Ярмарка – годовой торг, длящийся неделями

Из словаря В.И. Даля

В Пермской губернии ее житницей было всего несколько уездов - Осинский, Камышловский, Шадринский и Красноуфимский.

Красноуфимский уезд занимал тер­риторию Артинского, Ачитского, Нижнесергинского, часть Шалинского районов Свердловской области, часть Суксунекого, Усть-Кишертского, Октябрьского районов Пермской области, Нязепетровского района Че­лябинской области и северную часть Мечетлинского района Башкирии, с общей площадью почти 26 тысяч квадратных километров. По подворной переписи 1888-91 гг. общее население составляло 245673 человека, в том чис­ле, мужчин - 120183, женщин - 125490, а также русских - 200199, из них 97 144 мужчин, женщин - 103055, марийцев 15173 человека, в том числе, мужчин - 7492, женщин -  7681, татар - 30222 при 15495 мужчинах и 1472 женщинах. В экономическом отношении Красно­уфимский уезд был одним из разви­тых регионов с наличием как горноза­водской промышленности, развитого земледелия, обширной кустарной про­мышленности, налаженными путями сообщения (кроме железнодорожно­го), включая водные - Сылва, Уфа, Чусовая.

Подтверждением вышеизложенному - количество и географическая обшир­ность ярмарок во всех волостях Красноуфимского уезда.

Ниже приводятся в алфавитном по­рядке ярмарки с местными названиями; даты даны по старому стилю; ма­териалы взяты из подворной перепи­си 1888-91 гг.

с. Александровское- 24 июня (Ива­новская) - 1 день, 1 октября (Покровс­кая), по 2 дня;

с. Алмаз- 23 апреля (Геор­гиевская), 20 июля (Ильинс­кая), 26 октября (Дмитриевс­кая), однодневные;

с. Алтынное- 23 апреля (Ге­оргиевская), 20 июля (Ильин­ская), 15 августа (Успенская), 26 ноября (Георгиевская), од­нодневные;

Артинский завод- 21 нояб­ря (Введенская), 7 дней;

с. Ачит- 25 февраля (Сре­тенская), 20 июля (Ильинская), 8-10 ноября (Михайловская);

Подробнее: Ярмарки Красноуфимского уезда

Из цикла «Детство» Казанбургской»

(статья 6)

 

Железнодорожная линия Казань-Екатеринбург в первые годы Советской власти стала даже официально называться Казанбургской.

Вопрос об этой недостроенной линии обсуждался на специальном заседании Постоянного Совещания при Наркомпути 7 июля 1923 года под председательством  народного комиссара путей сообщения Ф. Э. Дзержинского. Одной из причин этого было то, что выездное совещание от  20 февраля того же года с участием представителей Татарской республики, Вотской области, Марийской и Екатеринбургской области не дало никаких результатов.

На 1923 год МКЖД была в следующем состоянии: эксплуатационная длина ее определялась в 3647 верст; сюда был включен и закрытый участок Дружинино-Екатеринбург длиной 70 верст.

         Казанбургская линия была исключительной – она была наиболее кратчайшей от Москвы до сибирского участка Транссиба:

1.     через Данилов-Буй-Вятку-Екатеринбург-Тюмень – 2548 верст;

2.     Батраки-Челябинск– 2678;

3.     Симбирск-Чишмы-Челябинск– 2616;

4.     Казань-Екатеринбург – 2388;

т.е. последнее направление было короче от прочих на 160 и более верст.

Подробнее: Казанбургской – быть!

ИЗ ЦИКЛА "ДЕТСТВО КАЗАНБУРСКОЙ"

Не все знают, что в наиболее тяжелейший период Республики Советов временно было прекращено движение пассажирских поездов.

Но уже в начале 20-х годов на всех 27-ми железных дорогах ходили поезда дальнего и местного сообщения. На Московско-Казанской железной доро­ге действовало 16 направлений пасса­жирских поездов. Наиболее дальний маршрут был до Екатеринбурга. Здесь курсировал пассажирский поезд в чет­ном направлении за номером 86, а в нечетном — 85. Маршрут был разбит на четыре участка: Москва-Казань, Казань-Сарапуль (именно так писалось тогда), Сарапуль-Дружинино, Дружинино-Екатеринбург. Пассажирский по­езд был беспересадочный, т.е. менялись на пунктах оборота только паровозы. Поезда ходили три раза в неделю: из Москвы — в среду, пятницу и воскресе­нье, из Екатеринбурга — во вторник, четверг и воскресенье. Общая протя­женность маршрута была 1609 верст (тогда еще не перешли на метрическую (европейскую) систему). От Москвы до Казани 745 верст, от Казани — 351, от Сарапула до Дружинино — 403 и от Дру­жинино до Екатеринбурга — 110 верст. Надо учесть, что последний участок Дружинино-Екатеринбург длиной 70 верст через Ревду не был в эксплуата­ции по целому ряду причин (земляное полотно было без балласта, рельсы при отступлении колчаковской армии были полностью демонтированы), поэтому поезда выходили на участок Западно-Уральской железной дороги (годы по­стройки 1913-1916), затем на действу­ющую линию Пермской железной до­роги Пермь-Кунгур-Екатеринбург (годы постройки 1908-1911). А далее следовали станции Коуровка, Билимбай, Подволошная, Хромпик, Хрус­тальная, разъезд № 73 и Екатеринбург.

Скорости были таковы: расстояние от Москвы до Казани в 745 верст (в 1 вер­сте — 1066,8 метра) преодолевалось за 35 часов 10 минут, от Казани до Сара­пула 351 верста — за 23 часа, от Сара­пула до Дружинино — 403 версты — за 25 часов 43 минуты и последний учас­ток в 110 верст за 8 часов.Итого эти 1609 верст преодолевались за 91 час 53 минуты, т.е. почти четверо суток. Эти смешные для современности скорости объясняются последствиями хозяй­ственной разрухи — следствия граждан­ской войны.

Участковые скорости были небольшие, значительны были стоянки паровозов на узловых станциях: так практически во всех узловых станциях паровозы стояли более часа (это время шло на выгрузку шлака, набор топлива и воды, осмотр механизмов, на бытовые нужды паро­возной бригады из трех человек — ма­шинист, его помощник и кочегар, а так­же кондукторский состав). Так, в Агрызе стоянка была 1 час 22 минуты и в Янауле — часовая, в Щучьем озере — 30 минут, в Чаду — 45 минут, в Красноуфимске — 1 час, в Дружинино — 1 час 27 ми­нут, в Коуровке — 1 час 7 минут.

В те годы две станции имели перво­начальные названия: станция Бартым называлась Ирень (по названию реки Ирень, левого притока реки Сылва), а станция Чеботаево — Крутиха.

Перевозки пассажиров производились согласно Уставу железных дорог РСФСР. Уже тогда существовали пра­вила бесплатного проезда:

Подробнее: Скорости 20-х годов

Из цикла «Детство Казанбургской».

В те далекие годы Московско-Казанская железная дорога, которая имела кратчайшую магистраль с Москвы на Урал: Москва - Казань - Сарапул - Красноуфимск - Дружинино - Свердловск, была одной из крупнейших дорог всей железнодорожной сети СССР. Общая длина дороги на 1 октября 1924 года составляло 3642 версты. В нее входили две основные: Южная: Москва - Сызрань, Северная: Москва - Свердловск; все ее пути составляли 5 302 версты, куда входили ответвления на Пензу, Нижний Новгород, Ульяновск.

Дорога обслуживала 8 губерний, 4 области и 2 автономных республики.

По Казанбургской линии в 1923-1924 гг. было отправлено всех грузов 12 300 000 пудов, а прибыло 9 095 000 пудов. Но в общем объеме картина была не радостная — по отправлению 9,3 %, а по привозу 5,9%.

Протяженность Казанбургской магистрали составляла 974 версты.

Еще более удручающая картина была по сравнению с 1913 годом: перевозка коммерческих грузов была на уровне 73 %, а на 1 версту дороги 49 %.

Не было достижений и по технической скорости: так, по сравнению с 1913 годом скорости местного сообщения были на уровне 59,5%, по вывозимым грузам — 63,1%, по ввозимым — 51,0%, по транзитным — 76,6%, а общая выручка составляла — 58,1%.

Такова была реальная картина. Потребовались сталинские пятилетки, штурмовщина, показуха, идеологические лозунги, чтобы приблизиться к тем показателям, когда Московско-Казанская дорога считалась лучшей среди 24 государственных и 13 частных железных дорог Российской империи.

В. Ганькин

 

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube