Материалы краеведа В. Д. Ганькина

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Рядом с деревней Красная Поляна, что по Башкирскому трак­ту, находилась когда-то деревня с простым названием Чухари. Бесспорно, названа она была по фамилии первопоселенца. Чухарев, в северных говорах «чухарь» - глухой человек, глухарь, иска­женное - «чухарь». Истоки фами­лии с Онежья, Холмогор, позднее с Чухломы (Костромкая область), а древние истоки - с Новгорода Великого, от; названия финского племени «чудь». В «Списке насе­ленных мест Пермской губернии» (Санкт-Петербург, 1875 г.) запи­сано, что деревня Чухари основана в 1862 году новопоселенцами из Златоустовской волости (ныне - Суксунский район). В 1864 году в Чухарях при ключах было 16 дворов, мужчин - 47, женщин - 50. При повторной переписи 1888-91 гг. отмечено: «Чухари - Криулинской волости, Чухаревского обще­ства, на реке Чухаревке (значит, там была речка - авт.). Указано и расстояние: от волости и школы -  8, Красноуфимска и врача - 13, Савиновской церкви и базара -7, ближайшая деревня Погорелово - в 1 версте; 1 мельница, хлеб­ный магазин, вода из колодцев. Русские государственные» Тогда в Чухарях уже было 28 дворов, 87 мужчин, 76 женщин, всего 163 жителя. Земли на одного работ­ника по 9,6 десятин, лошадей -78, коров - 69, всего 170 голов живности - в среднем по 6 голов на один двор.

При первой советской перепи­си в 1926 году в Чухарях было уже 45 дворов, проживало мужчин -111, женщин - 147 (всего 258 жи­телей).

В 60-е годы деревни не стало.

Более поздних данных о ней нет.

В. ГАНЬКИН,

краевед.

г. Красноуфимск.

Ганькин В. Деревни как не бывало:[Дер. Чухари: исчезнувшая деревня; К 80-летию Красноуфим. р-на]/ В. Ганькин  // Вперед. - Красноуфимск, 2003. - 14 янв. - С. 2.

Среди десятков исчезнув­ших с лица земли деревень и бывшая деревня Межевая, которой в 2002 году исполни­лось бы 150 лет. Год ее осно­вания - 1832. В «Списке на­селенных мест» от 1864 года указывается, что есть Межева в Кунгурском уезде, Межевая -  в Ирбитском, Межевая Утка -  в Верхотурском, Межевая - в Пермскодо, Межевой Ключ - в Поташкинской волости, Меженка - в Осинском.

Первоначальное официаль­ное название деревни - Ме­жевая Гора.

Запись 1864 года гласит: «Межевая Гора - при ключе, дворов -11, мужчин - 19, жен­щин - 19.

При следующей подворной переписи приведены уже следующие данные: «Межевая (Межевая Гора) - Криулинской волости, Межевского обще­ства, на реке Уфе, от волости, красноуфимского врача и ба­зара - 4, церкви - 6, близлежа­щая деревня - Крылова - 2,5 версты; хлебный магазин, вода из реки. Русские госу­дарственные. Тогда здесь уже было 14 дворов, мужчин - 41, женщин - 46, всего - 87; зем­ли на 1 работника - 21,6 де­сятин, лошадей - 38, коров -33, всего - 79, живности на 1 двор - 5,7.

В 1926 году при первой со­ветской переписи здесь чис­лилось дворов - 23, мужчин - 65, женщин - 83, всего - 148 человек.

В. ГАНЬКИН.

         Ганькин В. Межевая:[Исчезнувшие деревни; К 80-летию Красноуфим. р-на]/ В. Ганькин  // Вперед. - Красноуфимск, 2003. - 28 янв. - С. 4.

О происхождении башкир

Тюркоязычная группа объединяет несколько десятков языков. Регион их распространения обширен - от Яку­тии до берегов Волги, от Кавказа до Памира.

На Урале эта языковая группа представлена башкира­ми и татарами, которые имеют свои государственные об­разования, хотя в реальности за границами этих респуб­лик находятся сотни тысяч их соплеменников (что ста­нет «больным» местом в случае обострения межнациональных отношений).

Поговорим о башкирах. Слово «башкиры» в арабо-персидских источниках приводится в форме «башкард, башгард, баджгард». Сами башкиры называют себя «башкортами».

Существует две точки зрения на происхождение этно­нима «башкиры». «Баш» - голова, «курт» - множество насекомых (например, пчел). Возможно, такая трактов­ка зародилась еще в древние времена, когда люди зани­мались пчеловодством. «Башка-юрт» - отдельное пле­мя, объединившее разрозненные башкирские племена.

Башкиры не коренные жители Урала, их древние сопле­менники пришли сюда с далекого Востока. По предани­ям, это произошло за 16-17 поколений (учти, читатель, взято из источников 1888-91 гг.), то есть 1100 лет назад от сегодняшнего дня. Арабские источники говорят о том, что в 8-м веке семь племен (мадъяр, нъек, кюрт-дьярмат, еней, кесе, кир, тарья) заключили союз в стране Этельгазе, а затем двинулись на Запад. Древней ро­диной башкир многие исследователи считают Алтай. А. Масуди, писатель начала 10-го века, говоря об европейс­ких башкирах, упоминает о племени этого народа, обитающего в Азии, то есть оставшихся на родине. Исследова­тели говорят, что многочисленные башкирские племена смешались в ходе продвижения на Урал с другими пле­менами: с киргиз-кайсаками, волжски­ми булгарами, ногайцами, гуннами, угpo-финнами, вогулами и остяками.

Башкир принято делить на горных и степных, те в свою очередь делились еще на более мелкие племена. Ислам башкиры приняли относительно не­давно: это произошло при хане Узбе­ке в 1313-1326 гг.

Подробнее: О тюркоязычных народах нашего края

Деревня получила название по небольшой речке, впа­дающей в Оку. «Новоселы пришли лет 130 назад», - за­писано в «Материалах для статистики Красноуфимского уезда», выпуск 3-й, стр. 70, пункт 257. Поселенцы прибыли из Кунгурского уезда, откуда растущим русским населением шло вытеснение «инородцев»: в частности, Демидовы в районе Молебского завода вели хищничес­кую политику на общинных землях местных марийцев, которые появились в присылвенских краях в 2-х годах 12 века.

Малокарзинские марийцы относятся к особой группе «кунгурских» марийцев из-за произношения: автор счи­тает, что их предки относились к активной группе со­противления колонизации их земель, когда они жили в Поволжье, поэтому вынуждены были отодвигаться на Восток из-за невыносимых притеснений, а жили они на стыке с горномарийцами и чувашами.

Те, кто воспринимает деревни по реке Малой Карзе и по Оке как единое целое, глубоко ошибаются: по Оке - деревня Иванайково, их предки пришли из баш­кирских земель, относились к Большеокинской воло­сти, записаны «тентарями, бывшими военными - припущенниками», т.е. это были совершенно разные де­ревни еще в 1897 году, хотя в бытовых разговорах и даже записях иногда их считали одной деревней.

По переписи 1864 года, в Малых Карзях было 68 дво­ров, мужчин - 168, женщин - 173.

Подробнее: Малые Карзи

Деревня Рябиновка относит­ся к числу наиболее поздних русских поселений: в «Списке населенных мест Пермской гу­бернии» (Издательство С-Петербург, 1875 г.) указывается, что основана она была в 1852 году старообрядцами из Кунгурского уезда, скиты которых по всей империи были ликвидированы в 1853 г.

В середине 19 века на ле­вом берегу Камы было посе­ление из пяти дворов, с таким же названием - Рябиновка. Возможно, новопоселенцы перенесли на новое место жи­тельства и привычное назва­ние. Кроме того, среди старо­обрядцев было «рябиновое» согласие (считали, что крест должен быть обязательно ряби­новый), тогда можно предполо­жить, что на берегах Уфы посе­лились сторонники этого на­правления.

При переписи 1864 г. поселе­ние носило название Усть-Рябиновый Лог, числилось здесь 5 дво­ров, 16 мужчин и 26 женщин.

При следующей подворной пе­реписи 1888-91 гг. селение уже носило название Рябиновый Лог Криулинской волости, Чигвинцевского общества. Расстояние до саранинской дороги - 1 верста, волости, школы и церкви - 6, Красноуфимского врача и базара - 8 верст, вода из реки, близлежащее селение - деревня Чиганы - в 1 версте. Русские государствен­ные и раскольники Саранинского прихода.

Большим событием для жи­телей деревни было строи­тельство железной дороги «Казань-Екатеринбург» в 1914-1919 гг. Почти рядом с дерев­ней - одно из замечательных сооружений - железобетонный виадук (авторы П.В. Щусев, О.А. Моддисон, М.Ф. Клоанов).

К первой советской перепи­си в 1926 г. в Рябиновке было уже 25 дворов, жителей - 84, из них мужчин - 42 и столько же женщин.

В. ГАНЬКИН, краевед.

г. Красноуфимск.

     Ганькин В. Не вырвать корни Рябиновки:[Рябиновка: исчезнувшая деревня; К 80-летию Красноуфим. р-на]/ В. Ганькин  // Вперед. - Красноуфимск, 2003. - 10 янв. - С. 7.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube