Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

 Со времен образования Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения будущие специалисты получали 8-летний курс обучения. Это учебное заведение имело статус полувоенного учреждения, поэтому выпускники имели двойное звание - инженер путей сообщения - поручик (по 1-му разряду) и подпоручик (по 2-му разряду). С 1890 года, после новой реформы вуза, срок обучения сократился до 5 лет; 10 студентов были на госсодержании и получали 30 рублей в месяц и 40 студе нтовучились за плату (чайные или именные; 20 студентов учились бесплатно). По окончании вуза они получали звание «инженер путей сообщения». Не выдержавшие экзамен получали звание «техник путей сообщения»; они через три года имели право на переэкзаменовку.

Параллельно существовала альтернативная (ступенчатая) система подготовки специалистов:

  • лишь 10% выпускников получали высшее образование, остальные проходили курс средне-технического образования.
  • последнпйгод 5-летнего обучения был практическим: за год будущий выпускник проходил практику во всех 4-х службах - движения (ДС), пути (ПЧ) и ШЧ (связи).
  • окончившие два младших курса выходили со званием техник, а окончившие полный курс со званием «инженер путей сообщения 2-го класса.
  • после 2-х лет практической работы и сдачи специального экзамена, работающие инженеры получали 1-й класс, причем они имели универсальные знания - могли работать во всех службах МПС, кроме того, и при строительстве сухопутных дорог, каналов и шлюзов, мостов и т.п.

«Сословие инженеров путей сообщения в России гордилось талантами, знаниями, умениями. Оно вбирало в себя цвет мужской молодежи - привлекательностью своей работы и высокими приемными конкурсами. Упорный труд, отличная научная подготовка и деятельная летняя практика в течение пяти лет обучения. Сам характер железнодорожной службы при раскинутых русских просторах вырабатывал деловых и смелых работников, умеющих выходить из самых сложных положений, хорошо знающих жизнь, людей, цену всякого труда». Такую высокую оценку дал А.И. Солженицын («Красные колокола», т. 6,  стр. 89).

Каков был подвижной состав?

Подробнее: Как становились инженерами путей сообщений

Весной 1919 года внутреннее положение Советской республики оставалось тяжелым. 11 апреля Совет Народных Комиссаров объявил Восточный фронт главным фронтом страны.

Главный удар в направлении Уфа - Самара (с целью выхода к Волге и соединения с деникинскими войсками) наносила Западная Армия Ханжина, Ханжин Михаил Васильевич, 1872-1961 годы - потомственный военный, уроженец Оренбургской губернии, из семьи есаула. Воспитание получил в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе и в Михайловском артиллерийском училище. Закончил Академию Генерального штаба.

В Колчановской армии сначала командовал 3-м Уральским корпусом, а с декабря 1918 года - командующий Западной армией. Последнее звание: генерал - лейтенант. Имел незаурядные полководческие способности, отличался храбростью. Эмигрировал в Китай, долгое время жил в Шанхае. Вернулся в Россию в 1947 году, десять лет просидел во Владимирской тюрьме. Умер в 1961 году, в 91-летнем возрасте. Южный фланг Колчаковской армии имел трехкратное превосходство в силах над противостоящейПятой армией, в силу чего фронт вплотную приблизился к Самаре, Симбирску и Казани.

Вспомогательный удар Ижевск - Казань в стык Второй и Третьей армий осуществляли войска Гайды, имевшие более чем двойное превосходство. (Радола Гайда, 1892-1948г.г. - чех по происхождению, командующий Сибирской армией, Северный фланг). Окончил ветеринарное отделение артиллерийского военного училища. В годы первой мировой войны получил звание капитана. Один из организаторов мятежа Чехословацкого корпуса. Адмиралом Колчаком произведен за короткое время в генерал - лейтенанты. Снят с должности в январе 1919 года. После гражданской войны жил в Чехословакии, сотрудничал с фашистами. Казнен по приговору народного трибунала).

10 апреля в Симбирске состоялось заседание Реввоенсовета Республики с участием Реввоенсовета Восточного фронта, на котором обсуждался вопрос о подготовке контрнаступления против Колчака. Согласно плану операции армии фронта сводились в две оперативные группы: Южную и Северную.

Северную группу, которая должна была играть вспомогательную роль, составляли две армии: Вторая иТретья, а также действующая на Каме Волжская флотилия. Командование группой возлагалось на В.И. Шорина(ШоринВасилий Иванович, 1870-1938 гг. Из мещан, окончил юнкерское училище и офицерскую стрелковую школу. Участник 1-й мировой войны, полковник. За бои против Колчака награжден орденом Боевого Красного Знамени и Почетным Революционным оружием).

Подробнее: 80 лет освобождения Урала

Абдулино - есть город Аблулино в Оренбургской области, ближайшее Абдулино в Мечетлинском районе, основано около 1792 года; топоним от имени Абдуллах, которое среди почет­ных у мусульманского населения: отца Пророка Мухаммеда и его четвертого сына от наложницы Майрам звали так же, имя арабского происхождения, пришло к башкирам и татарам пос­ле принятия ислама при хане казанском Узбеке в 1313-1326 гг.; от этого топонима фамилии Абдулов, Абдулин, Авдухов, Абдулханов, Габдулхаков и т.п.

Агарзя - название деревни и станции в Чернушинском райо­не; отсюда партизанский отряд В.К.Блюхера 14 сентября 1918 года дал телеграмму о выходе к красным частям; при Московс­ко-Казанской ж.д. (с 1919 по 1929 г.г), Пермской (с 1929 по 1936 г.г.) и при Казанской железной дороге (с 1936 года) здесь был оборотный пункт паровозов, сохранилась водонапорная башня, а историческое здание станции "благодарные" потомки превратили в руины; от "агир-агры". с татарского "агар" - про­точный, текучий; топоним от характера речки; название Агры-за - райцентра и станции в Татарии - из этого же источника.

Азигулово - название села (бывшего волостного центра Красноуфимского уезда) в Артинском районе, основано около 1655 года; в Татарии есть топоним - Азнагул, Азнагулов, Азналы; может быть, от "озын куллы" - 1. нечистый на руку; 2. драчун, забияка; топоним, скорее всего, от имени первопереселенца: есть личное имя Азим - это от "газим" - что означает: 1. бога­тырь; 2. дальновидец; 3. содержатель дорог. Башкиры - вотчин­ники этого села считали себя аристократами, а остальных на­зывали калмыками, которые были кровными врагами всех баш­кирских племен и родов.

Акбаш - название села в Нижнесергимском районе; есть свой Акбаш в Пермском крае, в Татарии, в Башкирии, в Оренбургс­кой области - Акбашево; "ак+баш" - белая голова, белая верши­на, а также - седой, седовласый.

Аликаев камень - или от марийского имени Аликай, или от татаро-башкирского личного имени Алкай; в Татарии есть на­селенные пункты Алкай, Алкаево; в Красноуфимском районе известный географический объект - природный памятник дои­сторического периода, состоящий из твердых пород пермской эпохи, т.е. их возраст почти 230 млн. лет; личное тюркское имя Аликэй восходит к имени 4-го халифа Али.

Арасланово- название деревни и станции с 1916 года на Западно-Уральской дороге (линии Лысьва - Бердяуш) в Нижнесергинском районе: основана по договору от сентября 1695. С арабского "арелан" - лев; с татаро-башкирского - орел; есть свое Арасланово в Татарии; по легенде первопереселенцем был Араслан, выходец из-под Камы, из Строгановских земель, же­нился он на башкирке из деревни Шокурово, известно имя его сына - Габбас (1744-1824 г.г).

Подробнее: Топонимы нашего края

Известно, что Красноуфимский уезд, образованный из быв­ших владений Кунгурского и Оханского уездов при Екате­рине II (Великой) в 1781 году, занимал не только обширную территорию юго-запада Пермской губернии, но имел кроме уездного Красноуфимска ряд крупных горнозаводских по­селений. Так как в последние годы возродился и местни­ческий патриотизм, может быть, нижеследующий материал будет полезен и интересен. Данные на конец 19-го столе­тия.

"В 42-х верстах от Билимбаевского завода и в 73 верстах от ст. Тарасково Пермь-Тюменской железной дороги, в сторо­ну от Большого Сибирского тракта" находится Нижне-Сергинский чугунноплавильный и железоделательный завод, принадлежащий товариществу Сергинско-Уфалейских гор­ных заводов.

Завод расположен в Красноуфимском уезде, в 20 верстах от ст. Гробово, лежащей на Большом Сибирском тракте.

Завод построен в 1742 г. на башкирских землях и принадле­жал Губину, от которого товарищество приобрело его вме­сте с другими заводами в 1881 г. Селение расположено на большом пространстве как в котловине, так и по увалам гор. В заводе числится до 14 тыс. жителей, и он считается одним из крупнейших населенных пунктов во всем Красноуфимс­ком уезде. В заводе имеется общественный клуб, общество потребителей, две церкви, 4 школы, много лавок и магази­нов, почтово-телеграфное отделение, заводская больница, памятник Александру 11 и пр.

Завод выплавляет до 450 тыс. пудов чугуна, вырабатывает стали в болванках и отливках более 720 тыс. пудов, стали сортовой, листовой и проч. до 17 тыс. пудов.

В Сергинском округе имеется до 18 рудников бурого же­лезняка, на которых ежегодно добывается до млн. пудов руды с содержанием от 42 до 48% железа.

Продукты отправляются сплавом по р. Уфе и по Пермь-Тюменской железной дороге.

В 2-х верстах от завода находятся Сергинские минераль­ные воды. Серный ключ истекает у подошвы крутой горы и на берегу р. Серги, впадающей в Уфу. Когда и как открыт этот источник - неизвестно, но с 1832 года он посещается больными и оказывает благодетельное действие против мно­гих болезней. По химическому составу ключ этот принадле­жит к холодным солено-сернистым водам.

При источнике устроены комнаты и курзал. Воды нахо­дятся в аренде у доктора В.А. Доброхотова.

Подробнее: О некоторых поселениях уезда

"Берегись козла спереди, лошади сзади, а человека ото­всюду".

"Забылось вот это - то ли в 35-ом, то ли в 36-ом был вот этот случай. На 1497 километре энта история приключи­лась, а место это между станциями "Ключевая" и "Кленовская". Люди постарше помнят минувшие времена, когда "же­лезка" была довольно людная, особенно на перегонах: сколь­ко жило в казармах одних только путейских работников - обходчиков, бригадиров, дорожных мастеров. Обычно жи­лым помещением были казармы, рассчитанные на несколь­ко семей (как правило, на четыре). Хлопотно и дружно жили, да и не без прибавки - в семьях-то ребятни было не менее пяти, - то ли природные факторы на то влияли, то ли прави­ла такие были, трудно сказать, но рожали справно и по-ста­ромодному, понимай, в стационарных условиях: редко фель­дшерица успевала к такому ответственному семейному ме­роприятию. Чуть не забыл сказать: казармы эти по обыкновению называли по фамилии бригадира пути. Так поблизости, в соседних околотках и пикетах, были казармы "Шишоринский", "Мешковский". Тутока, в одной из казарм, было сложное помещение, которое называли "ремонтная". На этом же околотке дорожным мастером был Копылов Василий Павлович. Человек он был не только знаток путей­ского хозяйства, но и не робкого десятка. К слову сказать, места кругом были безлюдные. Бывалочи, пройдёт поезд - товарняк ли, рабочий, редкий пассажирский - нарушая ок­рестности гудком протяжным, перестуком колёсным. Зве­рья было поту и эту сторону линии полно - зайцев, тетере­вов, рябчиков. Лоси выходили на путь, - это у них счита­лось обычным занятием: лизали соль на насти железнодорожной, принимали положенную им процедуру. Обычно дорожного мастера сопровождал бригадир, но Василий Павлович игнорировал такое сопровождение. В тот памятный день дорожный мастер должен был привезти оче­редную получку, бригада об этом знала, что к обеду в ремон­тной они (числом около девяти человек) распишутся в ведо­мости. К положенному времени путейцы вместе с бригади­ром подкатили на "Беде" к околоточным казармам. Была такая самоходная тележка наручном приводе (один человек справ­лялся), было у неё техническое наименование, но в обиходе прозвали "Бедой", - это, скорее всего, потому что на ровных местах, на спусках она шла без усилий, но на подъёмчиках приходилось упираться, попотеть. Вот бригада подкатила, сняла с путей "Беду" эту и - в ремонтную, а там - никого. Обычно и не занятый на путях народ тут же занимался каж­дый своим делом - женщины кашеварили, стирали, ягодничали поблизости, ребятня неугомонная путалась под ногами, а тут никого. Давай по квартирам обходить. А там тоже пус­то. Что это - слышны голоса из подпола, к тому же они на­дёжно подперты: поставлены палки, жердины, да так надёж­но, что не выйдешь, - подперты к потолку. Понятное дело вызволили невольных пленников, давай спрашивать: "Где "Ко­пыл" (за глаза так называли своего дорожного мастера)? В чём дело?" Так перепуганные жильцы рассказали следую­щее: неожиданно по единственной дорожке, ведущей к Си­бирскому тракту, появились с гиком верховые, также допы­тывались о дорожном мастере, после всех загнали в подпол и - исчезли. Так вели разговоры с домочадцами - появился и дорожный мастер. Он тоже был в волнительном положении. С его слов выходило так: сошёл он с товарняка, который его подбросил до Красноуфимска, пошёл по обыкновению в ре­монтную. По какой-то причине (по-человечески понятной) пошёл не в известное место, а в стайку (ведь на околотках живности держали всякой) - и в этот момент и появились неожиданные разбойники на конях. Имея при себе изрядную сумму деньжат, он сразу почувствовал неладное и давай ис­кать укромное место в стайке. Стояла там колодка на чураках, так он при своём неплохом телосложении забился под неё и лежал там, ни жив, ни мёртв. Разбойники же не сразу ушли с территории околотка - бегали по двору, шарили по постройкам, да как-то обошлось. По всему выходило, что знали эти "варнаки", когда приедет с получкой дорожный мастер, всё точно рассчитали, знали откуда-то заранее. К сча­стью, Василий Павлович оказался везучим. А разбойники те адресов своих не оставили. Советую читателям найти то ме­сто на линии железнодорожной, прикинуть, откуда могли объявиться варнаки, неистребимые аж в суровые 30-е годы".

Автор уведомляет, что сюжет для рассказа предоста­вил известный ветеран войны и труда, старожил тех мест - П.Л. Гребнев.

Валерий Ганькин

// Городок. – 2010. – 23 июля (№30). – С. 19

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ