Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

1708 год - Указ Петра I об учреждении Казанской и Сибирской губерний. Граница между ними прошла по старым межевым знакам бывших ханств, т.е., в частности, по Булгарам («Камушку»), В 1708 году кунгурцы обратились к царю с просьбой о постройке острожка на юге уезда, на Красном Яру, на правом берегу реки Уфы. Здесь проходит южная граница уезда, и отсюда особенно часто происходит нападение башкир.

1763 год - Сибирский тракт пошёл по новому маршруту через Суксун - Ачит - на Екатеринбург, хотя официально открыт в 1783 году.

1748 год - сформировано Оренбургское казачье войско, в состав которого входили казаки при строительстве Красно-Уфимской крепости, набранные из «охочих людей» ближайших уездов: Кунгурского, Оханского. В 1826 году крепость утратила своё назначение и красноуфимские казаки в приказном порядке были переселены на новую, южную границу - Оренбургскую и Ново-Илецкую линию, всего 410 семей. Там до сих пор в некоторых поселениях помнят о своих красноуфимских корнях.

1773 год - 4-тысячный отряд под предводительством Салавата Юлаева захватывает Красно-Уфимскую крепость, впервые со дня основания, выдержав неоднократные осады, сдаётся без боя. Командиром был поручик Никифор Бахмутов. В январе сюда входят правительственные войска майора Багрина. В июне 1774 года крепость занимают основные силы мятежников во главе с Пугачёвым.

1793 год - в ходе Второй географической экспедиции через Красноуфимск в сторону верховьев реки Ирень проходит исследовательская группа Палласа.

Подробнее: Памятные даты

Собственные имена с давних пор привлекали ученых и философов. С архаических времен именами были наделены не только географические «объекты, все существа живой природы, но также все люди, все племена и народы.

«В слове и в особенности имени - все наше культурное богатство, накапливаемое в течение веков» - писал ученый-энциклопедист Д.Ф. Лосев.

Будучи одним из древних народов Поволжья, марийцы в течение длительного ряда веков выработали имена собственные. Источниками древнемарийских имен являются мифы, предания, сказки, старинные песни, топонимы, память народная.

Последнее издание «Словарь марийских личных имен» (1995 г.) имеет в своей коллекции 16120 таковых. Они включают в себя имена собственные, древнемарийские. А также перенятые от родственных угро-финов, от племен и народов, от которых зависели, волжских булгар, казанских татар, уральских башкир.

Марийские имена корнями примерно из 25 онимов - от названий тотемных животных (медведя, лося, оленя), птиц (гуся, утки и др.), рыб, тотемного рода, видов растений, места рождения и т.п.

Имена уральских марийцев интересны для исследователей тем, что вплоть до 20-30-х годов 20-го столетия были неизменны со времени их переселения в наши края.

Автор предлагает читателям в алфавитном порядке небольшое количество имен собственных уральских угро- финов.

Подробнее: Марийские имена и фамилии

Из цикла «О нашей «малой» родине»

Средний Урал, особенно его юго-западные районы, интересны в этнографическом плане тем, что они многонациональны. Особое место занимают марийцы: во-первых, они здесь представляют угро-финнов; во-вторых, они были вторыми, после башкир и татар, (а в некоторых случаях первыми), поселившимися несколько столетий назад на обширных просторах древнего Уфимского плато.

Угро-финская группа объединяет 16-ть народов, их всего более 26 млн.; среди них марийцы занимают шестое место.

Само название этого народа «мари», что в переводе означает «человек; мужчина», общемирового значения: это слово имеет такое же значение в индийском, французском, латинском, персидском языках.

Угро-финские племена в глубокой древности жили от Зауралья до Балтики, об этом говорят многочисленные географические названия.

Древняя родина марийцев - Среднее Поволжье, - это берега Волги, междуречье Ветлуги и Вятки: здесь они жили более 1500 лет назад, а погребения говорят: их далекие предки облюбовали этот край 6000 лет назад.

Марийцы относятся к европеоидной расе, но у них наблюдаются некоторые признаки монголоидности, их относят к субуральскому антропологическому типу. Ядром формировавшегося в 1-м. тыс. н.э. в Волго-Вятском междуречье древне-марийского этноса были финно-угорские племена. В 10-м. веке марийцы впервые упоминаются в хазарском документе как «ц-р-мис», Угроведы считают, что среди древнемарийских племен было племя «чере», которое платило дань хазарскому кагану (царю) Иосифу дань, а на основе двух племен «меря» и «чере» (мис) возникла марийская народность, хотя до 1918 года этот народ носил колониальное название «черемис».

В одной из первых русских летописей «Повести временных лет» (12 век) Нестор писал: «На Белоозере седят весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где потече в Волгу, мурома язык свой, и черемиса свой язык...»

«Тогда было около 200 родов, объединенных в 16 племен, которыми управляли советы старейшин. Раз в 10 лет собирался совет всех племен. Остальные племена создавали союзы» - из кн. «Урал и марийцы»; авт. С. Никитин с. 19

По поводу перевода названия племени «черемис» есть разные точки зрения: это и воинственный, и восточный, и лесной, и болотный, и из племени «чер(е), Сар».

Подробнее: О марийцах Урала

В очередной моей статье я привел данные о заметных датах этого года, связанных со школами, церковными приходами, населенными пунктами Красноуфимского уезда.

Волково - название деревни, что в Артинском районе. Имела второе название - Вахруши. Новоселы были из села Торговищенского, сейчас это в Суксунском районе. Там же была деревня Волкова со вторым наименованием - Полька. Новожилы были переселены по правительственному указу с присылвенской стороны. Договор на аренду с азигуловскими вотчинниками был заключен около 1793 года, а обосновались около 220 лет назад: учти, читатель, основали новую родину на голом месте! Предки волковцев были в Горнозаводском ведомстве Сыринской волости, были в подчинении Суксунского завода Г.А. Демидова, а на новом месте стали государственными крестьянами, которые платили подать и исполняли рекрутчину, а за аренду платили 30 копеек деньгами "с сохи". А также ежегодно устраивали угощенье (шарагат), скот тоже был на их пастбищах: за лето по 60 копеек с головы и плюсом - гостинцы. При подворной переписи 1888-91 годов записано: "Волково (Вахруши) - Сажинской волости, Волковского общества, от волости 15 верст, Красноуфимска - 45, от школы, врача, церкви, Артинского базара - 9; 2 кузни, Сажинский хлебный магазин, ближайшая деревня Петухово - в 3-х верстах, вода из 14 колодцев, русские государственные Артинского прихода. Тогда в деревне было 15 дворов с населением 105 душ при 55 мужчинах и 50 женщинах, земли на 1 ревизскую душу - 18,7 десятины, лошадей - 50, коров - 38, на 1 двор живности - 6,8".

При первой советской переписи 1926 года: дворов - 38, мужчин - 100, женщин - 220. В советский период деревня была в составе Симинчинского сельского Совета Манчажского района, а после Артинского района. Земское Волково-Петуховское начальное училище было открыто в 1900 году. В 1761 году были заключены договоры с кызылбаевскими башкирами-вотчинниками, на основании которых в последующие годы возникли Багышково, Тавра Большая и Малая, а Сарсы Первые - по договору с сызгинскими вотчинниками.

В Багышково в 60-х годах XIX века было хозяйств - 94 при 277 мужчинах и 278 женщинах; в 1888-91-м: 132 двора с населением 739 (355 - 384), лошадей - 395, коров - 275. Тогда селение относилось к Большеокинской волости, записаны как тептяри-припущенники. Были выходцами из Бирского уезда, т.е. относятся к южному направлению миграции волжских марийцев. По случаю недоверия к кунгурским марийцам были подселены в Андрейково, где было восемь их дворов, хотя подчинение осталось Больше-Окинским. При переписи 1926 года центр сельсовета в составе Артинского района с населенными пунктами - Большая и Малая Тавра, Верхнее и Нижнее Рыбино, Егорова заимка, мельница, сельхозкомму на, а в самом Багышково 160 дворов с населением 783 марийцев (362-421) и 15 русских. Земское начальное училище было открыто 120 лет назад - в 1896 году.

Тавра Большая представлена данными 60-х годов XIX века: 140 дворов, 436 мужчин, 456 женщин. В 1888-91-м годах: дворов - 225, мужчин - 573, женщин - 568, лошадей - 529, коров - 377, на 1 двор - 4,6, земли на 1 работника- 21,3 десятины. Выходы из Бирского уезда, Тогда была в составе Ювинской волости, а после 1917 года - в Манчажском, Артинском, Сажинском, Красноуфимском районах. До 1917-го в ходе насильственной христианизации в массовых марийских молебенных местах были открыты миссионерские школы (такой опыт был в Османской империи по подготовке янычар) здесь, в Больших Карзях, Юве, а также Боголюбовский женский монастырь на месте обычного источника, который для доверчивого и наивного народа был объявлен "святым".

Подробнее: Вот моя деревня, вот мой дом родной

«Господь ваш да ниспошлет на вас милость свою и да устроит для вас ваши дела ло своему благословению». (Из Корана)

В свое время я писал о тюркоязычных народах Приуралья. Что касается башкир РФ, то их численность - 1678000 человек (2002 г.), в частности, и Башкортостане - 1221,3 тысячи, в Оренбургской области - 52,7, Пермской -40.7, Свердловской -37,3. Челябинской - 166,4, Курганской - 15,3. Тюменской-46600. Есть такая классификация этого народа: 1) башкиры-вотчинники и их припущенники; 2) башкиры-вотчинники; 3) башкиры из тептярей бывшего военного заведения; 4) башкиры и татары бывшего гражданского ведомства. По племенному составу: башкиры; башкиры из тептярей; мещеряки; татары. Считается, что предки башкир обитали среди огузских племен в Средней Азии в IX веке. К 920-му году они перекочевали через Южную Сибирь в Предуралъе. Различают четыре антропологических типа: (!) сабуральский (уральская раса) - населяют северо-запад и запад Башкирии; светло-европеоидный (беломоро-балтийская) - СЗ и 3; южносибирская раса - СЗ и 3; южно-европеоидная (понтийскнй вариант, иидосредиземноморская раса) в бассейне реки Дема и ЮЗ и ЮВ горнолесистых районов. За большой исторический период образовалось более 50 башкирских племен, вот некоторые из них - ар, бисер, истяк, ишбулаг, мишар, сабир и др. Башкирский язык относится к кипчакской группе, и различают три диалекта: восточный (кувакин), южно-юрматский и западный (бурзян).

В наших краях наиболее известны таковые: дуван, кошсы, сызгы, упея.

Подробнее: О гайнах и гайнинцах

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ