Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Для Среднего Урала, где в имперском ведении были государственные крестьяне и работные люди горнозаводских поселений, не было характерно крепостничество. Тем более неиссякаемый интерес представляет родовое имение Голубцовых. Первым владельцем его был Александр Федорович Голубцов. Купчая ведомость была составлена 12.12.1780 года, интересен такой факт: в сделке участвовали 166 башкир из деревень Рахмангулово, Уразаевой и Сабанаковой, они уступили по указу царя Алексея Михайловича от 1635 года принадлежащие им угодия надворному советнику и воеводе Пермской провинции. В документе зафиксированы и границы проданного участка: межа проходила "под Титешною горою по речке Зюрзяге по правую сторону на полдень на вершину состоящего лога, кой именуется Красным Яром и Пичменем, а с сего на таловой куст, а с того куста на гору, называемую Перевестную, а с нее на мыс, а с него на отделившую малую гору, которой выпал ключ, а от онаго на Турышинскую межу, а от оной на средину горы, именуемой Алты Сомлык, с коей к деревне Читлыковой чрез поперешной Кустоватой лог, а с него на яму, и доходя дороги с полверсты, а оттоль к западной стороне по уклону на вершину речки Зюрзяги, а оттоль на вершину речки Чатлыка, а от оной вершины к горе на болотный куст, в котором стоит большая осина и 5 талин, смежно с тюрешевцами на 3 болотные кусты, из которых посредине одного стоит большая сосна, а от ной на состоящую межу к крепостям Ачитской идти к востошной стороне к Красноуфимской на полдни и оставшую по указу межу на речку Зюрзяги вниз до старогого Черемисского жилища и по лежащей от Красноуфимска к Ачитской крепости по левую сторону столбовой дороге и Сосновый мыс". Башкирам заплатили 500 рублей. Согласно воспоминаниям старожилов, записанным в 1880-е гг. В.В. Голубцовым, сделка эта завершилась "продолжительным пированием башкир за счет А.Ф. Голубцова...". При этом было"... заколото несколько лошадей и выпивалось неимоверное количество кумысу и пиву... впрочем и водку, которую, несмотря на запрещение Корана, всегда особенно выговаривали, требовали башкиры". Занимаясь размежеванием границ Пермской провинции, Александр Федорович присоединил эти земли к Красноуфимскому уезду будущей Пермской губернии. В недавние времена так называемые "знатоки" верили такой байке, что, мол, помещик выиграл их в карты. На самом деле у Голубцова были поместья в Симбирской, Костромской губерниях. В 1781 году из Симбирских владений, села Подовка и деревни Мордовка, были привезены первые новоселы, которые "плакали и сетовали, что им приходится переезжать на новое место, но изобилие лесов, лугов, черноземной почвы и попечение Александра Федоровича сделало скоро из них едва ли не самых зажиточных людей в округе".

"Жили мы неплохо, после отмены крепостного права жить стало все лучше и лучше, все сыты, одеты, только пьяницы, которые ничего не делали, жили плохо, ничего не имели. Приезжали крестьяне соседних деревень на лошадях, лошади сыты, крестьянские деревенские тетки все в шелковых платках, платьях. Творог и простоквашу не ели, сливки, сметаны много, масло уже опротивело". Первый владелец не ограничивался первым приобретением. Еще находясь на службе, А.Ф. Голубцов продолжал заниматься вопросами расширения границ своей пермской вотчины. Так, 1 июля 1790 г. башкиры (273 человека) Кущинской волости продали ему через управляющего И. Р. Жмаева граничащий с селом Александровским участок земли (с 1747 г. земля находилась в тридцатилетней аренде Ивана Песьякова). Межа нового участка проходила по следующим урочищам: "От Уфы-реки по правую сторону в гору от Красноуфимской крепости пять верст межи до Кунгурского уезда турышинских и сылвинских татар, до межи по делительным кряжам до деревни Каршей, по оврагу ниже деревни Ялыму, стоящею над рекою Утою, а от Ялыму вниз до устья по той же речке Уту, коя впала в реку Бисерть, а по реке Бисерть вниз до деревни Татарских Гайнов, а от той деревни Гайнов впрямь через гору по речке Ачит, поверх пруда Шиловской мельницы, а от того пруда через речку Ачит по оврагу вверх до вершины того оврага, от вершины того оврага впрямь же на другой овраг вниз до дороги, проезжающей с Шиловской мельницы в черемисскую деревню Чувашских, до деревни ехать по левую сторону по оврагу подле бору на устье речки Бисерть и вниз по Уфе-реке до Красноуфимской межи".

Подробнее: Голубцовские были

Автор не претендует на глобальное освещение этого вопроса, а приведет те факты, которыми располагает.

Еще при первом Романове, Михаиле Федоровиче, в Предуралье, в Сылвинской стороне, появились угро-финны Поволжья - марийцы, которые на начальном этапе русской колонизации обратились с жалобами на начавшиеся притеснения: «Предки, отцы наши... в прошлых 1623 и 1624 по указу государя... пожалованы были и нам доставшееся вотчинною землею, лесами ниже Перми Великой по реке Сылве по обе стороны Сылвы реки 40 верст со всеми угодьями...» В ответ на антирусские восстания в отношении марийцев был принят ряд мер, которые были закреплены неоднократными указами от 1633, 1645, 1697 гг.: был запрещен кузнечный промысел: «не делали бы топоров, и косы, ножи, серпы... покупали бы на торгу», запрещалось в большом количестве являться в русские поселения, ночевать в них, завязывать отношения с русскими.

Земли, которые осваивали марийцы в XVI-XVI1 вв., были свободными. В очерке от 1887-го года читаем: «Они, как истинные земледельцы, выбирали прекрасные и удобные для поселения и хлебопашества места - равнины и низменности около реки Уфы и притоков. Замечательно то, что они сумели определить при начале поселения плодородный грунт земли. Как видно, они были старинными оседлыми жителями и трудолюбивыми земледельцами».

При царе Федоре Иоанновиче каким-то образом стало известно об инородном населении нашего края, и было около 1689 года найдено компромиссное решение - не трогать нерусское население, которому было предписано жить по прежнему месту жительства, это касалось башкир и татар, марийцев и удмуртов, редких поселений мордвы и чувашей. Одним из башкирских племен было племя «сызгы»: вотчинники этого племени имели обширные земли, которые находились в вотчинном пользовании по указу Алексея Михайловича от 1652-го года, который неоднократно подтверждался повторными указами в 1654, 1674, 1696, 1698 и 1745-м годах. Вот фрагменты текста: «В жалованной 7203 года (1695 г.)... сентября грамоты от великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей... -жалованные вотчины за нами в Уфимском уезде леса, рыбные ловли, бобровые гоны и звериные ловли... исстари пращуры и прадеды и отцы их владели по своим урочищам и тамгам... по чему платят в нашу великих государей казну кунишной и лисий ясак и медвяной оброк, а в недавних угодьях поселись пришлые русские люди и татара, и чуваша... пашни распахали и сено косят, лес много рубят».

При 5-й ревизии в 1795 г. было записано: «Настоящие владельцы Сызгинской волости башкирцы, а не татары, черемисы и вотяки, так как пожалована она им по грамоте великих государей в 1697 году» (ГАПО, ф.297, оп.2.9.592, л. 1-1 об.) (Как видим, кроме даты 1652-го есть и иные указанная). В межевом манифесте от 1765 года насчет небашкирского, пришлого, населения, живущего на условиях арендования земли и выполнения ясашных, подвозных и других обязанностей, это обстоятельство было повторно подтверждено: «Означенным татар, черемиса и вотяки должны остаться покойно в тех пределах, в коих застал Высочайший 1765 года манифеста межевой».

Подробнее: Предуралье в жизни деятельности царей и императоров

«Война это некая акция, во время которой люди, которые не знают друг друга, друг друга убивают ради выгоды людей, которые знают друг друга и друг друга не убивают».

Поль Валери, французский писатель.

В этом году исполняется 90 лет тем драматическим событиям, которые вошли в историю нашей страны под названием «гражданская война». Те кровавые годы затронули судьбы наших дедов и прадедов. Хотя с тех пор прошло столько десятилетий, но эта тема до сих пор актуальна, так как бывший Красноуфимский уезд оказался в зоне активного противоборства двух сил, которые именуются «белые» и «красные». В моих рабочих блокнотах оказались записи о тех событиях: может быть, они будут интересны для читателей «Городка»

Первые шаги Советской власти.

7-8.11.1917 г. - свержение Временного правительства в Петрограде.

8.11.1917 г. - опубликованы Декреты о Земле и мире

10.11.1917 г. - Декрет о ликвидации сословий и сословного деления граждан.

9.11.1917 г. - установление Советской власти в Екатеринбурге, 30.01.1918 г.- в Красноуфимске, в феврале 1918 г.- в Сажино, Нижнеиргинске, Манчаже, в марте - в Суксуне, Алмазе, Юве, Ялыме, 20 апреля - в Рахмангулово

15.11.1917 г. - походный атаман Уральского и Оренбурского Казачьего войска выступает против Советов, сопротивление шло до апреля 1918 г.

20-24.11.1917г. - создан красногвардейский отряд на Нижнее-Саранинском заводе, командир Емельян Иванович Тарасов (1882-1932гг.), численность доходила от 200 до 600 красногвардейцев; в январе 1918 года такие отряды появляются в Верхних Сергах, Атиге, Артях, Нязепетровске, Михайловском заводе.

23.11.1917г. - Петрограде создана военно-следственная комиссия для ареста саботажников из числа бывших чиновников, офицеров, священнослужителей, членов буржуазных партий.

20.12.1917г. - создан ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия); к концу 1918 года его отделы были в 28 губерниях, 41 волостях, численность составляла 40 тысяч сотрудников; в мае 1919 при Наркоме внутренних дел создаются войска охраны республики (ВОХР) с численностью 200 тысяч бойцов.

Подробнее: Россия кровью умытая

Близится 100-летняя дата начала строительства железнодорожной линии Казань-Екатеринбург, начало сооружения которой было на всех восьми участках в конце мая - начале июня 1914 года.

Сама идея соединения Казани и Екатеринбурга имела стратегическое значение: во-первых, эта линия по сравнению с уже действующими - Пермь-Кунгур-Екатеринбург и Сызрань-Челябинск-Владивосток - была короче на 160 верст; во-вторых, эта линия имела тупиковую ветку Агрыз - Ижевский и Боткинский заводы, которые выполняли военные заказы.

Известно, что первым проект этой линии предложил Евгений Васильевич Богданович в 1868 году, будучи в чине полковника МВД, в конце жизни полный генерал русской армии.

1914 год - год начала Первой мировой войны. С ее началом многие из инженеров этой стройки, штатные и сезонные рабочие были мобилизованы. Для восполнения штата с 1915 года на всем протяжении этой линии появились лагеря военнопленных, это были и немцы, и австрийцы, и венгры. На 27 мая 1917 года на шестом и седьмом (Красноуфимских) участках их было 1127 человек, конвой составлял 32 солдата. Эти военнопленные были заняты на строительстве тоннелей и виадуков на участке Черная Речка - Красноуфимск.

С началом антисоветских мятежей на территории Красноуфимского уезда им в приказном порядке было предложено уехать на свою родину. Многие из них вступили в интернациональные отряды Красной Армии, кое-кто обрел здесь вторую родину.

В годы гражданской войны вся магистраль оказалась в зоне боевых действий. Хотя она не была достроена, но активно использовалась и красными, и белыми. Не все знают, что правительство Колчака выделило 15 млн рублей на продолжение строительства. 14 марта 1919 года при власти белых со стороны Дружинине пришел первый пассажирский поезд. Им удалось обустроить дорогу до станции Чад. Военные эшелоны эксплуатировали линию: так, в январе 1919-го на станции Щучье Озеро были захвачены бронепоезд, 8 паровозов и 140 вагонов: со стороны красных в марте того же года диверсионные отряды белых сожгли несколько деревянных мостов, отрезали путь, и были оставлены вагоны полевого штаба и бронепоезд "Свободная Россия".

Подробнее: Боевые страницы железнодорожного узла

Многим известна станция Дружинино, где пересекаются две железнодорожные магистрали: Москва-Казань-Екатеринбург и Лысьва-Бердяуш. Речь пойдет о последней линии. Ей 29 октября исполнилось 95 лет. Она со времен постройки остается однопутной, на тепловозной тяге, но это не уменьшает интереса к ней. Здесь сохранились неизменными многие первоначальные сооружения. Эта линия одна - единственная соединяет север и юг Урала, началу строительства которой близится 100 лет. Так называемая Западно-Уральская железная дорога была третьей на Урале, после Горнозаводской (Екатеринбург-Нижний Тагил-Пермь) и Северной (Пермь-Кунгур-Екатеринбург). Эта линия была задумана как казенная (государственная): до 1917 года сеть железных дорог состояла из 24-х государственных и 13-ти частных. Идея создания линии, соединяющей горнозаводской север Пермской губернии с Транссибирской магистралью (Челябинск-Харбин-Владивосток), возникла на рубеже веков. Ее предложил владелец Ново-Усольских промыслов князь С.М. Голицын. В 1900 году были проведены изыскательские работы на всем протяжении трассы. Среди инициаторов приводятся фамилии: барон Д.Г. Гинцбург, В.Г. Дружинин, В. В. Желватых. Более 10 лет ушло на пробивание этого вопроса. Собственных кредиторов не нашлось. Поддержку оказала группа французских банков по курсу 94% через Сибирский банк. Были решены организационные вопросы. 20 июня был утвержден Устав общества Западно-Уральской железной дороги, организовано правление общества с центром в Санкт-Петербурге, председатель С.А. Штольцман (вообще, состав инженерно-технических служащих изобилует немецкими фамилиями). Создан строительный участок с центром в Екатеринбурге (руководитель изысканий и строительства - главный инженер путей сообщения Э.Ф. фон Клевезаль, заместитель А.В. Молчанов, производитель работ A.M. Сидоренко). Специально для обустройства этой линии был построен в 1883 году Чусовской завод, на котором первоначально выпускались рельсы, после - железнодорожные мосты, фермы, которые до начала строительства ЗУЖД пошли на обустройство Северо-Восточно-Уральской, Тюмено-Омской и даже Средне-Амурской железных дорог.

Линия Лысьва-Бердяуш протяженностью 455 верст (1 верста равна 1066,8 м) проходила через Пермский, Кунгурский и Екатеринбургский уезды Пермской губернии и Златоустовский уезд Уфимской губернии. Магистраль была разбита на 6 участков по 70-80 верст, а участки были разбиты на дистанции длиной 3-4 версты. В техническом отношении трасса была очень сложной: предстояло соорудить 549 искусственных сооружений, виадуков, мостов, один тоннель близ станции Кын длиной 75 саженей, 340 каменных труб - это 62% от всего количества искусственных сооружений; последних на одну версту приходилось 1,2. Было вынуто 1925 кубических саженей земли, горных пород, или 250 кубосаженей на версту. 1912 и начало 1913 года ушли на подготовку трассы, в основном на рубку леса в полосе отчуждения, а с конца весны 1913 года начались работы на всех шести участках. Общая стоимость работ оценивалась более 36 млн. рублей (серебром), 1/3 ушла на земляные работы плюс более 12 млн. рублей - на сооружение насыпей, обустройство выемок.

Эта железная дорога была меридианного направления, т.е. с севера на юг, и она на 200-м километре пересекала линию Пермь-Кунгур-Екатеринбург (строилась в 1906-09 гг.), здесь была построена крупная станция Кузино, на 231 -м у села Гробово (сейчас поселок Первомайский), пересекала Большой Сибирский (Московский) тракт, а через 2 км. ст. Дружинине строящуюся линию Казань-Екатеринбург, на 250-м был поселок Атиг. на 265-м - Нижние Серги, на 300-м - Михайловск, на 325-м - Шемахинский завод, на 360-м - Нязепетровка. Первой станцией на башкирской земле была станция Ургала (423 км), а дальше следовали станции Злоказово, Кусинский завод. Жуактаун, наконец, Бердяуш, на 485 км. Серьезное препятствие представляли горные реки, зачастую их приходилось пересекать даже несколько раз: через них были обустроены мосты - через реку Саргу на 263 км длиной 64 метра, на 295-м - 81 метр, через Уфу на 358 км - 75 метров, через Аи на 456 км - 117 метров. С 1915 года в связи с началом германской войны цены на рабочую силу возросли в три раза, многие инженеры и строители были мобилизованы. Более 1000 военнопленных трудилось на этой магистрали. Временное (рабочее) движение было открыто в августе 1916 года. На севере эта линия соединялась с Горнозаводской железной дорогой, по ветке Лысьва - ст. Калино. Специальная комиссия под председательством инженера Совета по новым железным дорогам Д.П. Козырева обследовала всю линию, а 16 (29) октября 1916 года магистраль была принята, как тогда говорили, в "правильную эксплуатацию". Уже в первый год работы этой линии было перевезено 6 млн. пудов груза. В те времена обязательным условием приемки было наличие специального сборника по новой железной дороге. Каким-то чудом это издание хранится в фонде Красноуфимского краеведческого музея. В этом сборнике имеется не только летопись строительства, но и десятки фотографий той минувшей 95-летней эпохи. Эта железная дорога была национализирована в конце 1918 года. В 1919-м при отступлении Сибирской армии с белыми эвакуировались большинство железнодорожных инженеров. В числе их был Э.Ф. Клевезаль и председатель УОЛЕ О.Е. Клер, который на значительной части линии обследовал минеральные ресурсы прилегающих территорий. Для меня, не один год занимающегося историей железных дорог, особенно бывшей Московско-Казанской, было открытием то, что этот самый Клезеваль в сентябре 1918-го предложил проект новой железнодорожной линии Красноуфимск-Томск (это в то время, когда линия Казань-Екатеринбург была только близка в завершению). Свою идею он подкреплял следующим аргументом: "На Урале нет пригодного каменного угля для металлургии. Каменные угли Луневские, Кизеловские. угли Яйвы, Косьвы, Губихи могут идти лишь на отопление. Единственным районом, способным удовлетворить потребности Урала, является Кузнецкий бассейн. Линия Красноуфимск-Томск удовлетворит этим требованиям". По его расчетам, можно было перевозить до 200 млн. пудов качественного угля в год, это порядка 3,2 млн. тонн. К сожалению, проект не был реализован, а сам факт его существования - малоизвестная страница в истории железных дорог.

Валерий Ганькин, действительный член Красноуфимского общества краеведов

//Городок. – 2013. – 11 янв. (№2). – С. 20-21

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ