Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

В юбилейном сборнике "Артинский район", вышедшем в 2004 году и посвященном 80-летию образования района (под редакцией Ю. Красильникова), есть нерасшифрованные топонимы. Я взял смелость попытаться раскрыть их изначальное значение.

Емашка - речка, левый приток реки Суя, протекает на границе Артинского района и Белокатайского; есть село Емаши, от слова "яман" (еман) - плохой, дурной; в Татарии есть населенные пункты - Яман, Ямашево.

Индостак - три небольших притока реки Артя, впадают в нее в 4-х км выше села Старые Арти, в засушливое лето высыхают, "инь" с коми-пермяцкого - жена, женщина, "ен" - с коми - бог, "ин" с удмуртского - небо, скорее всего, от тюркского "ин"+достание - самый, вссьма+сказитель, буквально - речки, похожие на сказку (то текут, то высыхают): кроме того, "инеш" - речка, ручей, ручеек.

Кантар-куль - название старицы реки Артя в полукилометре от деревни Артя-Шигири; в Башкирии есть озеро Кан-дракул, поселок Кандры; от булгарского "кандыр" - бобер, т.е. бобровое озеро, озеро, где водятся бобры.

Караготка - речка, левый приток реки Югуш, "карапо" -смородина, берега лесных речек изобилуют смородиновыми местами.

Карагуз - ручей горного характера, левый приток реки Уфы выше горы Большой Камень, топоним тюркского характера, "кара" - черный, "гез, кез, куз" - источник, ручей.

Каракулька - название речки, вытекающей из болота, приток речки. Черный Ключ - на "с-з" от села Поташка, с тюркского - "черное озеро".

Кокай - название речки, левого притока реки Уфы, берет начало в Нижнесергинском районе, возможно, от коми-пермяцкого, "кок" - кукушка.

Курсак - две лесные речки с таким названием в 2-х км от деревни Комарове. "Корсак" с тюркского - степная лиса, скорее всего, эти земли принадлежали местному жителю (башкиру) по имени Курсак, Корсак (бай).

Кушуги - две речки, левые притоки реки Югуш; "куш" - с коми-пермяцкого - обнаженное место, "кош" - с западномансийского - длинный, "кош" с тюркского - 1 .Лагерь. 2.Стоянка.

Подробнее: О топонимах нашего края

«Троицко-Саткинский железоделательный и медеплавильный завод, при Сатке, источнике Ая, в 370 верстах от Екатеринбурга, принадлежал в 1771 году Лучинину.

Златоустовский железоделательный и медеплавильный заводвверх по Аю.

Уфалейский заводв горах, от Екатеринбурга в 300 верстах, был построен в 1770 и 1771, принадлежал заводчику Лугинину» - записки путешественника, географической экспедиции Фалька Иоганна Петера.

Усень-Иванковский  медеплавильный заводпостроен Осокиным в 1760 году на речке Усене в 120 верстах от Уфы.

Нязепетровский чугуноделательный и железоделательный завод построен Осокиным в 1847 году на речке Нязе в реку Уфу впадающей в 150 верстах от Красноуфимска.

Иргинский чугуноделательный и железоделательный построен в 1730 году на речке Иргине, окончательно сливающейся с Чусовою (сначала рекой Сылвой); он расположен от Красноуфимска в 35 верстах.

Подробнее: О заводах Приуралья

"Мы покроем все страны железнодорожными путями - Урал, Волгу и Вислу, мы свяжемся с обеими столицами. Из Петербурга магической силой паров вы домчитесь в три дня до Парижа. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Непобедимые локомотивы прорежут прерии и саванны обеих Америк. Мы победим пространство и время", - Франс Антон Рерстнер (1796-1840 г.), чешский инженер, профессор Венского политехнического института.

1837 г. (30.10.-11.11) - 175 лет официальному открытию движения по Царско-Сельской железной дороге от Санкт-Петербурга до Царского Села - 5 в Европе и 6 в мире. Длина линии составила 23 км. (21 версту и 294 саженей). Этот день считается началом регулярных пассажирских сообщений. Первый поезд провел автор эпиграфа и создатель первой железной дороги в России.

1842 г. - 11 августа этого года, 170 лет назад, в составе управления путей сообщения публичных зданий образован "Департамент железных дорог".

1852 г. -160 лет назад построен первый каменный вокзал в Санкт-Петербурге.

1857 г. - Александром II утвержден "Устав главного общества железных дорог России"

1862 г. - в России построены первые железнодорожные тоннели на Петербургско-Варшавской железной дороге - на подходе к городу Ковно (1280 м) и городу Вильно (430 м).

В России завершено строительство Московско-Нижегородской железной дороги. 1 (13) августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода отправили первый поезд с пассажирами и грузом для открывшейся Нижегородской ярмарки. В России выпущен первый вагон - ледник.

Подробнее: Памятные даты железнодорожные

Рычков Петр Иванович(1712 – 1777) – русский чиновник, географ, историк и краевед. Участник Оренбургской экспедиции. Автор более 60-ти статей, в том числе и «Топографии Оренбургской». Был в Красно-Уфимской крепости в ходе инспекции по вновь построенным крепостям и острожкам. В 1777 году был назначен в Екатеринбург начальником Главного управления уральских заводов, где вскоре скончался. Похоронен в своем имении в селе Спасском, откуда академик Паллас начал свое путешествие. Память о нем сохранена: 2012 год в Оренбурге был объявлен годом П. И. Рычкова, есть премия его имени, улицы, названные в его честь. В Оренбурге и Соль-Илецке установлены памятники. От двух браков имел 16 детей.

О металлах: «За балохницей (сейчас г. Балашиха Нижегородской области) Иваном Осокиным в 1752 году на речке Киндаше Троицкий, ему же Осокину, позволено строить завод на речке Усене. В Уфимской провинции на речке Нязе, впадающей в реку Уфу, застроен Петром Осокиным, а продаже от него состоит ноне за Тулянином и Мосоловым и называется Нязепетровским. На той же речке Сатке его сиятельства графа Александра Сергеевича Строганова, завод Саткинский, да другой его же сиятельства завод Артинский, на речке Арте, впадающей в реку Уфу».

О крепостях: «Подчиненные Уфимской провинциальной канцелярии жительства, старинные пригороды: Бирск, Оса, Мензелинск да вновь по Оренбургской экспедиции строенные крепости: Нагайбак, Табинск, Ельдяк и Красноуфимск, из которых о каждом месте известное ныне обьявляется».

О Красноуфимской крепости: «Красноуфимская крепость, на Сибирской же дороге в вершине реки Уфа, по течению ее с левой стороны (ошибка – прим. автора), смежно к Кунгурскому уезду  и Екатеринбургскому ведомству от Елдятской194,от города Уфы 255, от Оренбурга – 687, от Кунгура – 100, от Екатеринбурга – 184 версты. Гарнизон ее состоит из одной роты пехотной да из 300 служилых казаков. Жительства в ней дворов до трехсот. Для укрепления снаружи сделан палисад, а внутри рубленый замок, в котором церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Целителя и чудотворца Николая, канцелярия и воеводский дом. Она так же как и Елдятская крепость, построена в 1735 и в 1731 годах, для всяких наблюдений за башкирцами Сибирской дороги и чтоб требующихся из Екатеринбурга железные припасы, получив сухим путем, отправлять отсель до города Уфы водою».

Подробнее: «Наш край глазами известных путешественников»

Который год в известном поселке отмечают модный сейчас ежегодный праздник "День поселка", датируя годом основания 1919 год. Который год ко мне обращались по этому вопросу, но тогда у меня не было весомых аргументов, а за это время местные знатоки указывают только на приведенную дату. Так ли это?

Во-первых, отчего такое название - Пудлинговый.

Пудлингование (англ. puddling, от puddle - месить), пудлинговый передел - металлургический процесс передела чугуна в мягкое малоуглеродистое (пудлинговое) железо, получающееся в тестообразном состоянии (в виде крицы) на поду пламенной отражательной (пудлинговой) печи (см. Крица, Пудлинговое железо). Пудлингование было изобретено в 1784 г. Кортом в Англии. К началу XIX в. в промышленных странах оно заменило кричный передел чугуна, развитие которого, особенно в Англии, привело к истреблению лесов и уже не удовлетворяло увеличивающимся требованиям на железо. В топках пудлинговых печей сжигался (вместо древесного угля в кричных горнах) каменный ушпь, впоследствии, в зависимости от экономических условий, иногда заменявшийся топливом других видов. Применение пудлингования дало в 1-й половине XIX в. значительное по тому времени количество железа и стали, необходимых для быстрого развития промышленности и транспорта. С появлением во 2-й половине XIX в. конвертерных способов передела чугуна (см. Бессемеровский процесс, Томасовский процесс), а затем мартеновского производства постепенно вышло из употребления. В XX в. оно сохранялось в некоторых промышленных странах (гл. обр. в Англии) в небольших размерах для производства железа специального назначения, отличающегося повышенной свариваемостью, к середине XX в. производство в Англии пудлинговой стали составляло около 1 % общего производства стали.

Во-вторых, обратимся к карте Красноуфимского района 20-х годов прошлого столетия, район входил в состав Кунгурского округа Уральской области. Тогда указаны только такие поселения - Верхняя и Нижняя Сарана и станция Саранинский завод.

В третьих, берем материалы первой советской переписи 1926 года. В составе Верхнесаранинского сельского Совета 270 хозяйстве населением 1131 человек, из них мужчин 543, женщин - 588, в том числе в Верхнесаранинском заводе (107 дворов - 430: 200-230), в кордоне Голый мыс (1 - 7: 4 - 3), в поселке Долгий Мост (254 - 94:45 - 49), в кордоне Журавлиный Лог (7 - 36:17- 19), в деревне Ломаная Нога (49 - 235:120-235, из них белорусов -1, украинцев-52), в деревне Петухова (50-271:106-111), в хуторе Печи (2 - 6:2-4), в поселке Тигинский Ключ (9 - 43:27-16, все украинцы), в ж.д. разъезде Черная Речка (21 - 63:27-36).

Подробнее: Загадки поселка Пудлинговый

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ