История Красноуфимска

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

В Красноуфимске, окруженном лесами, в разные периоды его существования было немало зеленых зон. Это были островки зелени ухоженные и не очень, с именами и без таковых. В настоящее время часть этих зон осталась, другие варварски уничтожены как сквер «Победы» на ул. Озерной, некоторые продолжают медленно умирать. В 19 веке город занимал в десятки раз меньшую площадь, чем сейчас, да и леса вокруг него были не сравнимы с современными, тем не менее, появлялись в городе сады и парковые зоны, искусственно насаженные, предназначенные для прогулок и отдыха горожан.

Возьмем сохранившиеся документы Городской Думы 19 века. Заседание 05.11.1894 года. Прошел год со дня смерти городского головы, управлявшего городом более 15 лет. Исполняющий обязанности председателя Думы зачитывает ходатайство гласных (депутатов) об увековечении памяти человека, при котором произошли значительные изменения в городе. Построены торговые ряды, здание городской Управы (администрация района на ул. Советской), церковь на кладбище, здание реального училища и многое, многое другое». «Кроме перечисленных построек сделаны прочие улучшения по городскому благоустройству, например, устроены два городских сада»...

Один сад, где был летний театр, сцена и духовой оркестр, это ныне существующий парк им. Блюхера. После реконструкции и благоустройства это прекрасное место, где всегда много детей и им есть чем заняться. Отдыхают там и пенсионеры, занимаются люди скандинавской ходьбой. Все замечательно.

Меньше повезло другому саду-ветерану. Это зеленая зона вдоль реки по ул. Пролетарской. Кто-то называет это место «козий» парк, кто-то-«пионерский».

Как разобраться, кто прав, и какое название истинное? Надо идти в городской архив и пытаться найти ответ в документах. В документах конца 19 и до 40-х годов 20-го века это место называлось «детский парк».

Подробнее: Как имя твое, Парк?

В Красноуфимске и уезде жили люди разных национальностей и вероисповеданий. По данным Епархии на 1915 г., главным был Свято-Троицкий собор. К нему приписаны: Иннокентьевская кладбищенская, Александровская тюремная, Кирилло-Мефодьевская при Промышленном училище, Покровская при русско-башкирской с/х школе и сельские церкви. Обязанности благочинного временно исполнял Павел Петрович Прощекальников. По Красноуфимскому единоверческому округу в городе церкви не было, указаны только сельские церкви. Вот данные за 1861 и за 1891 годы:

Вероисповедания

в городе

1861 г.

в уезде

1861 г

в городе

1891г.

в уезде

1891 г.

православные

2765 чёл.

12 1185 чел.

5351 чел.

171 508 чел.

единоверцы

нет

10463 чел.

44 чел.

13 115 чел.

раскольники

15 чел.

4330 чел.

нет

7366 чел.

римско/католики

11 чел.

33 чел.

16 чел

23 чел.

протестанты

нет

2 чел.

нет

10 лютеране

еврейской веры

4 чел.

нет

3/0 чел.

нет

магометане

17 чел.

19 292 чел.

9 чел.

29 559 чел.

шаманствующие

нет

10 059 чел.

нет

12 251 чел.

Подробнее: Церковь и общество

Закончился 2014 год, объявленный Годом культуры в России. Отмечаются новые достижения, вспоминают славные страницы далекого прошлого, великие имена. Что знаем мы из истории культуры нашего города? Что можем узнать об этом из 4-х книг о Красноуфимске, изданных в разное время?

К сожалению, о культуре сведений очень мало. Только в одной из них - "Путешествие в Красноуфимск" - есть заметки В.И. Змиева, где он пишет о нравах горожан XIX века. Описывает грубость в обращении, склонность к пересудам. Сбор слухов и сплетен, чтобы потом "сообщать во всеобщее сведение", объявляет основным занятием горожанок. Глухое захолустье. В конце книги есть глава о создании нашего знаменитого вокально-хореографического ансамбля "Уралочка", но это уже 1978 год. На какой почве образовалась "Уралочка"? Что было в музыкальной жизни Красноуфимска от середины XIXвека и до 1978 года? Как шло развитие в течение прошедших 100 лет? Пользуясь архивными материалами, можно достаточно полно восстановить страницы культурной жизни города второй половины XIXвека и тем более века XX.

Приоткроем музыкальную страницу. Церковные хоры всегда были там, где была церковь. Но в таком хоре задействован ограниченный круг людей. Уроки пения в школах не были обязательными и не оплачивались. Всё зависело от умения и желания учителя. Знакомить детей с основами пения призывает гласный городской Думы Павел Порфирьевич Станов. Он вносит на заседании Думы 18.02.1887 года предложение: выделить средства на оплату уроков пения в городских начальных школах. "Обучение пению, - считает он, - в значительной степени содействует скорейшему развитию детей, как в умственном, нравственном, и даже в физическом отношении". К сожалению, в результате голосования его предложение не было принято, 9 голосов - "за", 10 - "против" (б/ф оп. 3, док. 15, л. 5). Но в городском 2-классном мужском училище уроки пения вел помощник учителя А. А. Поздняков. В некоторых начальных школах уезда такие уроки вели учителя без оплаты. Идею оплачиваемых уроков пения поддерживает инспектор народных училищ уезда Василий Васильевич Корватовский. На одном из заседаний Красноуфимского уездного Земского собрания в 1889 году он сообщает, что "в обучении пению чувствуется настоятельная необходимость, на что обращено внимание правительства". МНП настаивает на том, чтобы хотя бы в сельских церквях устраивались хоры из учеников народных училищ. Земское собрание принимает решение об устройстве летом 1890 года певческих курсов в Красноуфимске для учителей начальных школ (журналы Уездного Земского собрания 1889 года, с. 138, 323). Здесь же принято решение выдать ссуду в размере 200 рублей учителю пения городского училища Позднякову на продолжение образования. Окончив курс учения в Императорской капелле в Петербурге. Поздняков вернулся в город, продолжил работу в училищах города, но летом 1893 года утонул в реке Уфе.

Уроки музыки и пения проводились в женской гимназии и открывшихся позднее высшем начальном училище и двухгодичных педагогических курсах. Там и во внеурочное время проходили интересные музыкальные мероприятия. Памяти Ломоносова посвятили вокально-литературное утро, а любителями драматического искусства в театральном помещении училища был дан спектакль в пользу беднейших учеников. Чистый сбор израсходован на одежду, обувь и взнос платы за беднейших учеников, заслуживающих этого по своим успехам и поведению. Устраивались вечера-спектакли с чтением, пением, музыкальными номерами. Литературно-вокальное утро 19.02.1911 года посвятили 50-летию освобождения крестьян. Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года тоже отметили 26.08.1912 года вокально-литературным утром.

В городе, а может и в уезде, действовало Музыкально-драматическое общество. О нем упоминается в документах Пермского губернского Земства, когда идет речь об его участии в сборе средств для помощи русским пленным, находящимся на территории недружественных государств. В материалах Красноуфимского уездного Земского собрания есть доклад Сметной Комиссии. "Рассмотрев переданное в Комиссию заявление Совета Старшин Красноуфимского Музыкально-Драматического Общества в части касающейся оказания материальной поддержки Обществу, Сметная Комиссия полагает, в виду большой перегруженности сметы на 1916 год, ходатайство Совета отклонить".

Подробнее: Забытые страницы истории культуры Красноуфимска

 

«Как часто мы, находя вполне убедительные причины и ссылаясь на разные обстоятельства, проходим мимо живого олицетворения нашего прошлого».

Н.Бестужев.

Изучая материалы гражданской войны и первых лет комсомола, я встретилась на этих пожелтевших страницах с человеком удивительной судьбы. Вероятно, очень одаренным, прожившим сравнительно короткую, но необыкновенно героическую жизнь, беззаветно служившим Родине. На его долю выпало три войны.

Это Алексей Матвеевич Артемьевских. Родился он 16 марта 1896 года в Златоустовском уезде Уфимской губернии в семье волостного писаря. Окончил в 1909 году в селе Корлыханово училище и поступил в том же году в Красноуфимское реальное училище. В 1915 году по окончании училища был призван в армию и направлен в школу прапорщиков. В чине прапорщика участвовал в Первой мировой войне. После революционных событий 1917 года вернулся в Красноуфимск и сразу включился в жизнь города. 19 января 1918 года старый исполком ушел в отставку, был избран новый, в состав которого и вошел A.M. Артемьевских. Членами городского исполкома избраны: Буров, Рогожкин, Артемьевских, Бусыгин, Кусакин. Согласно «Копиям приказов, распоряжений...» за февраль-март 1918 года документы подписаны комиссаром по военным делам А.М. Артемьевских. Но затем, как наиболее грамотный, он был введен в финансовую комиссию в качестве заместителя председателя. 18 мая 1918 года была образована особая ликвидационная комиссия для проверки и приема денежных сумм и хозяйственной отчетности бывшего учетного отдела. Одним из четырех ее членов был A.M. Артемьевских. 23 мая 1918 года состоялся уездный съезд Советов. При распределении обязанностей между членами уездного комитета, избранных съездом, А.М. Артемьевских снова направляют в военный комиссариат в качестве помощника военного комиссара В.Ф. Крутикова. А далее есть такой документ.

Красноуфимский Уездный

Военный Комиссариат

1 июня 1918г. №972

Товарищу Военного Комиссара Артемьевских.

Отъезжая сего числа по делам службы в г.Екатеринбург, приказываю Вам остаться моим заместителем до моего возвращения.

Военком подпись.

Но Крутиков 18 июля 1918 года погиб от рук мятежников. В течение июня и июля все документы идут за подписью военкома Артемьевских. Вот одна из телеграмм:

1 июля 1918 г. Кунгур Военкому «Прошу содействовать отправлению транспорта с оружием следующего из Екатеринбурга».

Подробнее: Забытый герой

С 30-х годов XX века Россия превращалась в индустриальную державу во многом благодаря энтузиазму молодежи и комсомольцев. Днепро-ГЭС, Магнитка, Комсомольск-на-Амуре, целина, Братская ГЭС, БАМ... Ехали по комсомольским путевкам, горя желанием сделать жизнь лучше. В наше время словосочетание "комсомольская путевка" мало что говорит молодым людям. А в 20-е - 60-е годы прошлого века такая путевка кардинально меняла жизнь человека, нередко выводила его в "большие" люди.

Таким был Василий Николаевич Волочнев. Родился он в п. Арти в 1908 году. Осенью 1918 года пришлось Василию вместе с отцом убирать трупы 26 истерзанных артинских большевиков. Отец ушел в Красную армию, а в поселке на 10 месяцев установился колчаковский режим. Отношение к детям красноармейцев было жестоким. Как только Арти освободили и образовался союз молодежи, все 11-12-летние мальчишки записались туда.

В ноябре 1919 года после возвращения артинских делегатов со 2-й уездной комсомольской конференции артинский союз молодежи переименовали в комсомол. "Нас 11-12-летних отчислили из комсомола, - вспоминал

Василий Николаевич, - но мы все равно каждый вечер приходили в дом бывшего управляющего заводом, где собирались комсомольцы".

2 января 1920 года его снова приняли в комсомол, выдали комсомольский билет. Было ему 11 лет и 10 месяцев. Видимо, повлияли известие о гибели его отца и высокий рост мальчика. Чем занимались? Участвовали в субботниках по уборке снега, выгрузке дров, помогали престарелым, проводили патрулирование, так как по деревням "пакостили дезертиры". Отряд по охране поселка создали именно из тех ребят, что в ноябре отчислили. Возглавляли отряд два милиционера, но патрулировали именно малолетки по два человека. Одному давалась берданка с патронами, другому - охотничье ружье, как правило, испорченное. Проверяли всех незнакомых. Один приставлял берданку к животу проверяемого, другой смотрел документы. Если их не было или были непонятные, задержанного отводили в милицию.

Подробнее: Комсомольская путевка

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ