Культура

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

В 1959 году Министерство культуры, выполняя решения XXI съезда КПСС, постановило организовать в РСФСР сто самодеятельных театров. В Свердловской области были созданы два таких театра – один в Талице, один – в Красноуфимске.

Что представлял из себя самодеятельный театр? Это коллектив, в котором имелось всего две штатных должности – режиссер и художник. Артисты работали на общественных началах, у каждого было своя основная работа. Как писал В. Куликов – главный режиссер Красноуфимского народного театра: «…Театр – это не драматический кружок. Требования здесь иные. Народный театр немногим отличается от профессионального по мастерству артистов, по влиянию их на зрителя…».

В конце 1959 года в Красноуфимском доме культуры был открыт прием заявлений от желающих проявить свои таланты на сцене. Партийные, комсомольские, профсоюзные организации, руководители художественной самодеятельности выявляли наиболее одаренных людей, которые могли бы принять участие в работе театра. Сначала желающих было немного – всего 11 человек, впоследствии состав театра вырос до 40 человек. Рабочие местных предприятий, педагоги, медицинские работники, пенсионеры пробовали свои силы в качестве артистов. Костюмами и постановочными материалами оказывали помощь театры Свердловской области (ТЮЗ, Ирбитский, Оперный и Театр музыкальной комедии).

Премьера первого спектакля «Зовут голубые дали» состоялась 28 ноября 1959 года, она понравилась жителям Красноуфимска и привлекла новых любителей театрального искусства.

Подробнее: Народный театр в Красноуфимске

«Граждане СССР имеют право на пользование достижениями культуры. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием... сети бесплатных библиотек».

Из статьи 46 Конституции СССР,

Ни одна библиотека в городе не может сравниться своей популярностью с городской детской. В прошлом юбилейном году 5197 ее читателей прочитали около 100 тысяч книг. Это самые высокие показатели за всю историю существования библиотеки.

В тридцатых годах в структуре городской библиотеки было выделено детское отделение. В 1931 году в нем было лишь 123 книг. В 1948 году их насчитывалось 2635, а читателей - 416. Размещалась она тогда в маленькой комнате, где велась лишь выдача книг.

Позднее библиотека переехала в более просторное здание, Но в последние годы развивается она настолько быстро, что и это здание стало для нее очень тесным. Только в прошлом году детский книжный фонд пополнился на 9297 книг, почти на столько, на сколько за всю девятую пятилетку.

Обслуживают юных читателей города в библиотеке 5 человек. Двое из них имеют высшее библиотечное образование, остальные - специалисты со средним образованием. Возглавляет коллектив Н. И. Шешенева, проработавшая здесь уже 30 лет. С детьми проводится много различных массовых мероприятий.

В. Свечникова.

// Вперед. - 1978. - 13 янв. - С. 4.

 В нашем селе Нижнеиргинское отношение к киноискусству особенно трепетное. Со времени появления киноустановки в селе, а вместе с ней и кинопоказов, интерес к этому искусству только возрастал. На просмотр фильмов ходили всем селом , мест в огромном зале, почти на 400 мест не всегда хватало. Конечно, со временем страсти поутихли, но, тем не менее, кино остается важной частичкой жизни нижнеиргинцев. Начну с самого начала. Далекий 1947 год, тяжелые послевоенные годы. На должность киномеханика в Нижнеиргинский Дом культуры заступает молодой, симпатичный парень Михаил Тимофеевич Коньков. Родился 12 февраля 1923 года в селе Малая Лещинка, Мстиславского района, Белоруссии. Фронтовик, награжден орденом «Красная Звезда», медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Боевой путь был не из легких, родственники два раза получали на него похоронку. Сразу после войны у Михаила Тимофеевича уже были курсы киномехаников, которые он закончил в городе Свердловске. Именно Михаилу Тимофеевичу и пришлось первому осваивать эту непростую, и в то же время увлекательную работу киномеханика в нашем селе. Первая киноаппаратура была еще ламповая, и то досталась Нижнеиргинску, как списанная из парка имени В.Маяковского города Свердловска. Но это было совершенно не важно, от зрителей отбоя не было. На кинофильмы ходили со своими табуретками, так как зрителей приходило раза в два больше, чем имелось сидячих мест. Особенно массово посещали кино в 60-е годы, в моду вошли любимые всеми индийские фильмы. Не все желающие успевали посетить кино по вечерам, объясняется это тем, что филиал фабрики «Уралобувь» работал в две смены, на кино могли сходить только те, кто отработал первую смену на фабрике. Поэтому часто кино повторяли, чаще всего с 9 часов утра. Вот такой был спрос на это замечательное искусство кино.

Кроме своего села, также проводил Михаил Тимофеевич и выездные кинопоказы, выезжал в соседние деревни- Пантино, Шуртан. Там так- же посещаемость была отменная. Вместе с ним на этом поприще работал сын Володя, сначала просто помогал, а затем и получил удостоверение помощника киномеханика. Рисовал афиши, помогал ремонтировать аппаратуру. Ведь не всегда все шло гладко, старая аппаратура ломалась, часто выходила из строя. Особенно зрители нервничали, когда во время киносеанса, загорался свет в зале, что означало какую- либо поломку. Нередко слышались громкие возгласы: «Сапожник !», на что киномеханик отвечал: «От сапожника слышу!». Таким образом, все недовольство моментально переходило в шутку. Михаил Тимофеевич был человеком веселым, любил шутить, знал много анекдотов, общаться с ним было легко и интересно. Пользовался большим уважением в селе. Интересен тот факт, что в его присутствии почти никогда не было драк, а если и начинались какие -то безобразия, то Михаил Тимофеевич, обладая большой физической силой, в один момент прекращал любую ссору. А народ был горячий, всякое бывало. Кроме кино любимым занятием была охота, очень любил собак.

Подробнее: Нижнеиргинские кинозарисовки
Араловец Елизавета Фёдоровна
Араловец Елизавета Фёдоровна

Араловец Елизавета Фёдоровна. Работала библиотекарем в городе Красноуфимске в 1900 году в доме городского общества. Данные размещены в Памятной книжке Пермской губернии… Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1901 год. С. 176.

«Ехали два шофера» Так называется фильм, съемки которого прошли в Красноуфимске

«Человек без паспорта», «Тени исчезают в полдень», «Найти и обезвредить». Скоро к этим фильмам, в которых многие эпизоды снимали в Красноуфимске, прибавится еще один: «Ехали два шофера». Я встретилась с главным художником фильма Эдуардом ГАЛКИНЫМ и художником по интерьеру Олегом УХОВЫМ и задала несколько вопросов.

- Расскажите немного об этом проекте.
-Короткометражные работы режиссера фильма Александра Котт из мастерской Хотиненко не раз были представлены на Берлинском, Каннском кинофестивалях. Его фильм «Фотограф» показывали по телевидению.
Так получилось, что первый состав съемочной группы - режиссеры, операторы, художники закончили ВГИК, и все первые работы Александра делали совместно. Работаем интенсивно около пяти лет, хотя параллельно были и другие проекты, с другими режиссерами. Периодически встречаемся. И вот на этот раз полнометражная работа - «Ехали два шофера». Продюсер - Сергей Сельянов, он поддерживал такие проекты, как «Особенности национальной охоты, рыбалки», «Брат - 2», которые пользуются успехом у зрителей. Очень смело с его стороны, что он доверил нам масштабную организацию и серьезный бюджет кинокартины. Это очень опытный продюсер, и мы надеемся, что он поможет довести картину до зрителя. Это изначально важно. И нам хочется сделать фильм не фестивальным, а, прежде всего, зрительским.

- О чем фильм?
- 1948-1949-е годы. Послевоенное время. История любви по сюжету песни «Есть по Чуйскому тракту дорога». Может, наши бабушки с дедушками помнят городской фольклор «Рая на «форде», «Николай на «ане». Вот и в нашем фильме шофер влюбляется в девушку, что работала на грузовом «форде».

- Почему все-таки выбор пал на Красноуфимск?
- Мы обратили внимание на Уральский регион, потому что нам нужен был тыловой город, который не пострадал от оккупации. Такая русская глубинка, провинция. Хотелось лаконичной местности, суровой природы, чтобы не было никакого излишества. Были варианты снимать фильм в Ялте, Карелии, Подмосковье. Приехали в Свердловскую область, где ни разу не были, за неделю надо было ознакомиться с регионом. За это время проехали три тысячи километров - это ваша и Челябинская области, доехали до Башкирии и до Казахстана. Нам надо было найти город, который выражал бы тип того времени и имел свои отличия, свой особенный характер. Мы ставили задачу попасть как можно точнее во время, в ту материальную среду, в те отношения и настроения людей, живущих тогда. И передать, донести все это до зрителя с максимальной точностью.
Совпадение по сценарию –т ихий провинциальный городок, в котором реально сохранился центр, остался определенный суровый мир, атмосфера русская. Поэтому выбор пал на Красноуфимск. Здесь на одном из объектов - в аэропорту - провели масштабные работы, изменили ландшафт, постройки - все сделали с учетом тех задач, которые ставит автор сценария.

Подробнее: Ехали два шофера

Подкатегории

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ