Сейчас никого не удивишь пестрой картиной доморощенного бандитизма. Все есть и на любой вкус: для обывателя - телепередачи, для профессионального обучения - фильмы, для наглядности - шикарная жизнь братвы и их ставленников у власти, возле лакомых кусков раскромсанной экономики. Такая беззаботная жизнь, которая зачастую с первого раза заманивает в бандитские ряды молодежь, совращая от честного труда, за что сегодняшняя власть платит копейки, обдирая народ, за его счет шикуя. Для обыденной жизни - орды люмпенов, которым жизнь другого - копейка, которые на всем протяжении матушки России «дербанят» квартиры и дома, устраивают рейды на коллективные сады, потрошат сарайки и гаражи, домушничают и карманят. Что говорить, что дорожный разбой вернулся из забытого прошлого.
Нечасто какой читатель помнит те времена, когда среди ее лучших людей искали «врагов народа» (правда, тоже действовали по варнацким правилам - хватали по доносам, являлись ночью), так вот эти «специалисты» по жандармской части в серьезных делах обмишуривались.
Помнит, может, кто два послевоенных случая, что случилось в поселке Бисертский завод.
Сначала приключилась таинственная история с директором «номерного» завода Тенегиным. Он по причине слабости ног имел выезд: утром ли, на обед, вечером после работы до дому добирался на заводской подводе, то есть не слишком емкий был на своих нижних конечностях.
В тот злополучный день он ждал какого-то неотложного разговора с министерством, поэтому в обеденный перерыв народ рабочий и служащий разошелся, кто по домам, кто в заводскую столовую, а директор остался дожидаться звонка из Москвы на рабочем месте. Надо сказать, что порядки на заводе были строгие: по сути была двойная пропускная система - одна на вахте, на проходной, а другая внутри территории, к которой относилась и контора предприятия. Вот раздается звонок из столицы на телефоне директора, а его в этот момент на месте не оказалось. Давай искать его по кабинетам, по территории, по цехам - испарился директор бесследно: на вахтах охрана его не видела, чтобы он вышел за пределы завода, все утверждали, что в последний раз видели его на служебном месте. На другой день нашли его бездыханным за территорией завода, в caраях, где сушили кирпич-сырец. К расследованию подключились «органы», прокуратура, проводили неоднократный опрос всех служащих, охраны, словом, искали малейшую зацепку, но все старания были напрасны, так и осталось загадкой, кто и зачем организовал это смертоубийство. Была версия по женской части: дескать, в этом деле замешана «левая» подруга, которая и выманила Тенегина в тот caрай (эта догадка нормальному человеку в голову не придет: человек совершенно слабый на ноги и гулевый при живой жене). Особо приставали к семье В., сыновья которого, будто бы грозились отквитаться за честь поруганной сестры. Однако алиби этих самых братьев было железное.
Стоит напомнить, что в те годы поселок Бисерть был районным центром, поэтому были в поселке все соответствующие району учреждения. Уголовным розыском, например, ведал Окулов в чине старшего лейтенанта. Так вот случай с этим милицейским чином - тема второго сюжета. По каким-то делам этот самый Окулов ездил в область, в свое серьезное учреждение. Тогда уже ходил памятный всем пригородный Свердловск-Красноуфимск. Посельчане видели оперуполномоченного и в вагоне, и сходящим с поезда. Его должна была встретить служебная машина, известный всем «воронок», но по какой-то причине автомобиль к пригородному не приехал. Пришлось идти пешком, а это надо дошагать до пруда, а затем по известной тропинке через пруд (дело было зимой) до районных учреждений. И что ты думаешь, на этом промежутке исчез начальник «уголовки». Будто бы слышали какой-то крик на заводском пруду. А обнаружили этого самого Окулова в Свердловске (на «Плотнике») убитым, и что странно, при нем были и личное оружие, и документы, и железнодорожный билет. По этому случаю приезжала бригада из МУРа, копались они долго, но результаты были нулевые. Так и осталось загадкой, кто и как умудрился устроить такие смелые душегубства.
Подробнее: Разбойничьи рассказыСтарообрядчество возникло в результате раскола в русском православии и отказа принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном (в миру Никита Минов, 1605-1681 г.г.) во второй половине 17-го века (1654 г.). Суть этих разногласий сводилась главным образом к обрядовой стороне: все многочисленные старообрядческие течения признают единственно правильными следующие моменты:
1. богослужение только по старопечатным книгам;
2. поклонение только иконам «старого письма»;
3. признание только8-конечного креста;
4. сохранение 2-перстного крестного знамения;
5. служение на 7-ми просфорах;
6. хождение вокруг аналоя и церкви «посолонь» (по солнцу);
7. сугубую, т.е. 2-кратную аллилую;
8. написание «Исус».
Причиной дальнейшего дробления старообрядчества было - «склонность народной массы к расколу была обратно пропорциональна ее вере в возможность успехом собственными силами победить царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распространялся после выпавших на ее долю крупных поражений» (Г.В.Плеханов).
Старообрядчество делится на поповщину и беспоповщину, последняя делится на 4 толка:
1. беглопоповский (с конца 17-го века);
2. поморский (с 1965 г.);
3. спасовский (с конца 17-го века в керженских лесах);
4. филипповский (из поморского толка в 1737 году).
Подробнее: Кто они - местные старообрядцы"Берегись козла спереди, лошади сзади, а человека отовсюду".
"Забылось вот это - то ли в 35-ом, то ли в 36-ом был вот этот случай. На 1497 километре энта история приключилась, а место это между станциями "Ключевая" и "Кленовская". Люди постарше помнят минувшие времена, когда "железка" была довольно людная, особенно на перегонах: сколько жило в казармах одних только путейских работников - обходчиков, бригадиров, дорожных мастеров. Обычно жилым помещением были казармы, рассчитанные на несколько семей (как правило, на четыре). Хлопотно и дружно жили, да и не без прибавки - в семьях-то ребятни было не менее пяти, - то ли природные факторы на то влияли, то ли правила такие были, трудно сказать, но рожали справно и по-старомодному, понимай, в стационарных условиях: редко фельдшерица успевала к такому ответственному семейному мероприятию. Чуть не забыл сказать: казармы эти по обыкновению называли по фамилии бригадира пути. Так поблизости, в соседних околотках и пикетах, были казармы "Шишоринский", "Мешковский". Тутока, в одной из казарм, было сложное помещение, которое называли "ремонтная". На этом же околотке дорожным мастером был Копылов Василий Павлович. Человек он был не только знаток путейского хозяйства, но и не робкого десятка. К слову сказать, места кругом были безлюдные. Бывалочи, пройдёт поезд - товарняк ли, рабочий, редкий пассажирский - нарушая окрестности гудком протяжным, перестуком колёсным. Зверья было поту и эту сторону линии полно - зайцев, тетеревов, рябчиков. Лоси выходили на путь, - это у них считалось обычным занятием: лизали соль на насти железнодорожной, принимали положенную им процедуру. Обычно дорожного мастера сопровождал бригадир, но Василий Павлович игнорировал такое сопровождение. В тот памятный день дорожный мастер должен был привезти очередную получку, бригада об этом знала, что к обеду в ремонтной они (числом около девяти человек) распишутся в ведомости. К положенному времени путейцы вместе с бригадиром подкатили на "Беде" к околоточным казармам. Была такая самоходная тележка наручном приводе (один человек справлялся), было у неё техническое наименование, но в обиходе прозвали "Бедой", - это, скорее всего, потому что на ровных местах, на спусках она шла без усилий, но на подъёмчиках приходилось упираться, попотеть. Вот бригада подкатила, сняла с путей "Беду" эту и - в ремонтную, а там - никого. Обычно и не занятый на путях народ тут же занимался каждый своим делом - женщины кашеварили, стирали, ягодничали поблизости, ребятня неугомонная путалась под ногами, а тут никого. Давай по квартирам обходить. А там тоже пусто. Что это - слышны голоса из подпола, к тому же они надёжно подперты: поставлены палки, жердины, да так надёжно, что не выйдешь, - подперты к потолку. Понятное дело вызволили невольных пленников, давай спрашивать: "Где "Копыл" (за глаза так называли своего дорожного мастера)? В чём дело?" Так перепуганные жильцы рассказали следующее: неожиданно по единственной дорожке, ведущей к Сибирскому тракту, появились с гиком верховые, также допытывались о дорожном мастере, после всех загнали в подпол и - исчезли. Так вели разговоры с домочадцами - появился и дорожный мастер. Он тоже был в волнительном положении. С его слов выходило так: сошёл он с товарняка, который его подбросил до Красноуфимска, пошёл по обыкновению в ремонтную. По какой-то причине (по-человечески понятной) пошёл не в известное место, а в стайку (ведь на околотках живности держали всякой) - и в этот момент и появились неожиданные разбойники на конях. Имея при себе изрядную сумму деньжат, он сразу почувствовал неладное и давай искать укромное место в стайке. Стояла там колодка на чураках, так он при своём неплохом телосложении забился под неё и лежал там, ни жив, ни мёртв. Разбойники же не сразу ушли с территории околотка - бегали по двору, шарили по постройкам, да как-то обошлось. По всему выходило, что знали эти "варнаки", когда приедет с получкой дорожный мастер, всё точно рассчитали, знали откуда-то заранее. К счастью, Василий Павлович оказался везучим. А разбойники те адресов своих не оставили. Советую читателям найти то место на линии железнодорожной, прикинуть, откуда могли объявиться варнаки, неистребимые аж в суровые 30-е годы".
Автор уведомляет, что сюжет для рассказа предоставил известный ветеран войны и труда, старожил тех мест - П.Л. Гребнев.
Валерий Ганькин
// Городок. – 2010. – 23 июля (№30). – С. 19
Думаю, что даже старожилы Красноуфимска были удивлены громом в первой декаде сентября. Особенно интенсивным были грозовые явления в ночь с 8-го на 9-е сентября.
Такое необычное явление в осенний сезон - не редкость, хотя считается, что с Ильина дня (2 августа) - последнего летнего праздника - грозы прекращаются: «Илья грозы держит».
Метеорологические наблюдения на Урале ведутся с 1836 года - со времени открытия в Екатеринбурге станции по наблюдению погодных явлений.
Картина грозовых явлений такова: первые грозы, - самая ранняя - 1 апреля, самая поздняя, соответственно - 29 августа, средняя - 14 мая; последние грозы, соответственно 4 августа, 24 декабря и 27 августа.
Для примера: в 1957 году гроза прогремела 24 декабря; если не изменяет память, то за полчаса до Нового года в 1970 году шел дождь, гремел гром и сверкали молнии.
В народной хронологии есть такие наблюдения: «Гром в сентябре предвещает долгую осень», «Если осенью гремит гром, то зима скоро не наступит», «На Семена -последняя гроза» (Семенов день - 14 сентября – начало «Бабьего лета», - до 21 сентября).
В местной печати был, как всегда, опубликован прогноз погоды. Он, как всегда, на этот раз не оправдался.
Валерий Ганькин
Ганькин В. Гроза в сентябре/ В. Ганькин // Городок. -Красноуфимск, 2003. - N 39. - С. 13.
Характерно: экспансия Московского государства имела успех лишь «на встречь солнцу»- на востоке. На юге военные экспедиции россиян нередко терпели неудачи от воинственных степных племен, на западе - от норманнов, тевтонцев. А вот на востоке военные походы новгородских ушкуйников, Ермака, проникновение русских земледельцев 16-18 веков способствовали русской колонизации необъятных просторов Сибири, Дальнего Востока и даже... Америки. И все эти походы непременно шли через Уральский хребет, который тогда носил названия Камень, Югорский камень, Каменный пояс.
К 15-16 векам было известно 5 важнейших путей через Камень. Наиболее совершенной была новая прямая дорога, соединившая Соль Камскую с течением Туры, в верховьях которой был выстроен город Верхотурье. Мы знаем эту дорогу как Бабиновскую, так как она строилась по инициативе крестьянина из деревни Верх-Усолка Соликамского уезда Артемия Бабинова.
321 год назад (в 1783 г) был открыт Главный Сибирский тракт (от Казани через Сарапул, Оханск, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск), связавший густонаселенные уезды и горнозаводские центры.
Но не все знатоки знают, что была еще одна дорога, так называемая старая Казанская, - самая древняя из названных. Вот что о ней можно узнать из печатных трудов: «Старая Казанская конная дорога - от Казани вдоль Камы, Белой и Уфы и за Уралом выходила в верховья Исети и Миасса, оттуда пути шли в разные районы Западной Сибири. Возможно, ею пользовались и скифы. Русские ею пользовались главным образом для поездок в Башкирию, но не в Сибирь. Впрочем, в 1692-95 годах была совершена поездка русского посольства в Китай, маршрут этой миссии пролегал частично по старой Казанской. А вот у башкир она была популярна, так как связывала, разные племена, населявшие пред уральские и зауральские земли (из книги «Как были открыты Уральские горы», 1989 г).
Подробнее: О старой казанской дороге