Значительная часть русского населения - "вольные" люди, переселившиеся по правительственным указам. Старообрядцы - не имели фамилий и на вновь освоенной территории, на Урале. Доходило до парадоксов и, собственно, даже и фамилии не было, а только прозвища в деревне.
"Как же я вас буду по книге записывал»? - говорил священник. - Вот в нынешнем году три Ивана Шалаевых умерли и три Ивана Шалаевых родились, а в прошлом году было то же с Матренами - две Матрены умерли, две Матрены родились". "Уж так с испокон веку, - отвечал староста, - все Шалаевы, и делу конец. Значит, прадед-то наш назывался Шалаем, вот и вышли все Шалаевы, по прадеду, значит. От начальства тоже прижимки бывают. Как-то 5 лет назад возился сдагь в солдаты наших парней, и, как на грех попались три Сидора и все Иванычи. Воинский начальник даже обиделся". "Надо бы все-таки фамилии придумывать, - советовал священник. - Оно для вас же удобнее". А для чего нам, батюшка, фамилии? Живем в лесу с испокон веку и друг дружку знаем... А покойников на том свете господь батюшка разберет и без нас, кто чего стоит". Короче, был большой простор для "изобретения" фамилий. Большую группу составляют так называемые географические - по месту прежнего жительства - губернии (Вяткины, Калугины), по городу или уезду (Сарапуловы, Кунгуровы), селу или деревне, по реке или роднику, озеру. Автор предлагает партию фамилий, которые составлены по изданию "Список населенных мест по сведениям 1869 года"; СПБ, 1875 г. Читателю надо иметь в виду три обстоятельства: 1. За этот период исчезли с карты страны не десятки, а сотни и тысячи сел и деревень. 2. Носители одинаковых фамилий в каком-то двудесятом колене могут быть родственниками. 3. Большинство переселенцев в теперешний юго-запад области были из ближних и дальних уездов и волостей Пермской губернии.
Андрюков - указывается деревня с таким названием в Пермском уезде.
Анисимов - д. Анисимов в Кунгурском и Аниеимо в Чердынском уездах.
Бабин - населенные пункты с таким названием были в Пермском, Оханском и Соликамском уездах.
Брагин - в Оханском уезде были хутора Братина 1 и 2-й.
Белобородов - в Оханском уезде были деревни Белобороды и Белобородова.
Белослудцев - корни Белослудцевых из Архангельской губернии - из бассейна реки Белая Слуда встречаются поселения Слуда в вятских, вотских и пермских землях.
Подробнее: Откуда твоя фамилияАвтухов - "авдюшка" - рыба - голец, или от имен Авдотья(от греч.Евдокия - милая, умная, симпатичная), Евдоким ( с греч. уважаемый, почтенный). "Овдух; крестьянин, 1545 год - "Псков" (здесь и далее, когда впервые была зафиксирована фамилия (имя), - С. Б. Веселовский "Ономастикон". М. 1974 г.).
Алабышев - "алабыш" - колобок; "олабыш" - круглый хлебец из кислого теста. "Федор Федорович Алабыш Ярославский, конец 15-го века", ему принадлежало сельцо Афанасьевское в Московском уезде, ныне село Алабышево. Есть варианты - Алябышев, Алябьев.
Аржанухин - "аржанец" - бескорневищный пырей; "аржанина" - ржаной хлеб; "аржануха" - девушка или женщина, выросшая на ржаном хлебе, неприхотливая и здоровая. В старину рожь была главной зерновой культурой: "Рожь родит сплошь, а пшеница по выбору".
Бабакин - от слова "Бабушка". "Бабахин Иван Никифорович, 1540 год - Арзамас".
Байкалов - правильно Байкулов - "раб богача. " Байкулов Федор Тимофеевич, 1597 год - Рязань".
Безруких - не имеющий руки или не владеющий ими. "Безрукий Кузьма, посадский человек, 1606 год", на Урале с 17-го века.
Блаженков - "блажный" - шальной, горячий, "блажить" - ублажать, величать. Блаженный: 1.благополучный, счастливый. 2.тронутый умом. "Блаженков Истома Петрович, 1553 год - Новгород".
Бородавкин - буквально, усеянный бородавками. Кроме того, "борода" в северных говорах - помочь при осенней молотьбе суслонов. В дохристианский период существовало личное имя Борода. "Федор Федорович Бородавкин Мещерский, 1550 год; Василий и Дементий Бородавкины, конец 15-го века - Новгород".
Подробнее: Кое-что об уральских фамилияхВопрос расшифровки фамилий - дело интересное, но и не менее трудное, а также и спорное. Наверняка среди читателей есть редкие знатоки, которые имеют свою точку зрения на происхождение тех или иных фамилий. Думаю, что на страницах «Городка» они могут высказать свое мнение о нерусских фамилиях. Бесспорно то, что до прихода русского населения на Урал эти места уже были заселены - здесь проживали башкиры, которые вели полукочевой образ жизни, марийцы, которые двумя путями через Кунгурские и Башкирские земли из-за возможных притеснений дошли до Каменного пояса, удмурты, предки которых поселились компактно в нескольких местах.
То, что русскоязычное население сплошь написано татарами, это (мягко выражаясь) элементарное упрощение. На самом деле еще при подворной переписи 1888-1891 гг. четко различали башкир-вотчинников, наиболее привилегированную группу населения, с согласия которых (как правило, по договору) допускалось на их земли все пришлое население, так называемые «припущенники» - это и марийцы, и их заземельные соплеменники, а много позже и русское население.
По моим записям получается, что в Красноуфимском районе, например, Бишково - деревня чисто из вотчинников-башкир, а такие деревни, как: Куянково, Сызги, Усть-Баяк - представлены из башкир-вотчинников, башкир-тептар, башкир-мещеряков и татар, а в таких деревнях, как: Большой Турыш, Тохтамыш, Еманзельга - проживают потомки казанских татар, которых сдвинула с места окончательная ликвидация государства поволжских татар в 1552 году. Поэтому следует различать фамилии башкир коренных и пришлых, а также татар поволжского происхождения.
Говоря о марийских фамилиях, следует четко помнить, откуда они пришли: по северному или южному пути, а также то, что среди них встречаются древние фамилии, которые упоминают об их поволжской родине. Много тюркских фамилий в деревнях, предки которых пришли с башкирских земель (их и называли тептярями), а большинство фамилий образовано в недавнее время при вступлении в колхоз, при переписях, при призыве в армию. Надо помнить, что в правильном написании марийских фамилий огромная масса искажений.
В дополнение по русским фамилиям надо сказать, что население той или иной деревни пришло с какого-то другого места, по характерным фамилиям можно определить их предыдущее местожительство, это, как правило, Прикамье: Суксунский, Кишертский, Кунгурский районы, вплоть до Очера, Осы и Чердыма. А также надо знать, что русское население пришло не в один день и не один год - существует огромный разброс в датах основания, к тому же в одной и той же деревне, селе могут быть выходцы из разных мест, так, например, Русская Тавра образована в 1815 году новоселами из Сухановки, Ачита, Стадухиной и Больших Ключей. Такая же картина по Манчажу, Сажино, Могильниково.
Подробнее: Кое-что о фамилияхВ фамилиях башкир и татар можно выбелить имена арабские, исконно тюркские, кальки (переводы) с apaбскuxи других имен, образованные из обычных тюркских слов и их заимствований, а именно: 1. oт названий местности, народов, например, Каримов, 2. от титула с составляющими «хан» и «бек», например. Султанов, Ахметханов; 3. от имени собственного, например, Мамаев, 4. от животных, например, Ахтаров; 5. от названий одежды, обуви, воинского снаряжения, например, Кабулков, 6. от названий знаков Зодиака, например, с основой «нур», 7 от названия месяца, например, Сафаров; 8. от прозвища, например, Гарипов
Перейти на:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
Х | Ц | Ч | Ш | Ю | Я |
Абашев - «абаш» - так говорят о старшем брате, дяде.
Абдулов (Абдулхаков, Габдулхаков) - в основе фамилии имя второго сына пророка Моххамеда - Абдаллах, Абдул, с арабского «слуга, раб»; заимствовано с арабского после принятия башкирскими племенами и потомками волжских булгар (казанских татар, чувашей) ислама при хане Узбеке в 1313-26 гг., отсюда фамилии Авдулов, Абдулов, Абдулин и т.п.
Абсолямов - «абсесалам» буквально «примерный слушатель, не имеющий отца»: скорее всего, об учащемся медоесе.
Абубакиров - от имени одного из халифов пророка, буквально «чистопородный бык (правитель)».
Абызов - «абыз» буквально «родоначальник».
Адыев - возможно, от слова «адей», с древнетюркского «птичка, пташка».
Азинбаев - правильно Азимбаев - от «газим» - 1. «богатырь»; 2. «дальновидец, прозорливый»; З. «содержатель дорог».
Азмеев - то же, что и «газим», с рабского «смелый, отважный».
Айсин - заимствовано с турецкого, персидского, так называемая «безотцовская» фамилия, в переводе «лунногрудая».
Алеулин - «халиулла» - «драгоценный камень».
Подробнее: Тюркские фамилииФамилия - наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. По происхождению слово и фамилия являются латинским словом; в русский язык попало из языков Западной Европы и по началу в России употреблялось в значении «семья».
Фамилии людей не возникли в какой-нибудь год, они появились на протяжении последних 500 лет. Даже во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что 75% сельского населения не имеют фамилий, а довольствуют уличными фамилиями, известными только в ближайшем соседям.
Наследственное имя семьи на Руси появилось довольно поздно - в конце 15-го века. Это было привилегией правящих слоев - бояр и дворян. В начале фамилией становились отчества, прозвища, указания на род занятий, этнической принадлежности или месту рождения.
Официальное юридическое закрепление индивидуальных фамилий у князей, дворян и ряда ремесленников придворного штата произошло в 1555-ом году при составлении «Государева родословца», зафиксировавшего известные знатные фамилии.
Огромный количественный рост фамилий произошел в Петровскую эпоху, когда введение обязательной и гражданской службы для дворян делает все дворянское сословие обладателями стабильных личных фамилий, а создание регулярных армий и флота становится причиной офамиливания значительной части недворянского населения (крестьян и ремесленников, мещан и беглых).
Многочисленный слой населения составляли служители церкви. Духовенство начало получать фамилии лишь в конце 18-го и первой половине 19-го века.
Большой толчок образованию фамилий дала крестьянская реформа 1861 года, когда нужно было давать фамилии бывшим крепостным крестьянам, которые их не имели. Купечество в это время так же приобретает фамилии, наряду с народными, уличными появляются в их среде и благородные - результат браков с разорившимися дворянскими семьями.
До этого во 2-й половине 18-го века появляется новый тип фамилии, которые решено было дать незаконным детям знатных отцов.
Подробнее: Кое-что о фамилиях