С легким паром!
Архивы рассказывают
С давних времен баня была неотъемлемой частью жизни русского человека. Она всегда славилась жарким паром, березовым веником, купанием в проруби.
В сельской местности бани были практически в каждом дворе, а вот городские жители не имели такой возможности, поэтому они мылись в общих городских банях. В каждой советской семье был банный день, когда, собрав полотенца и другие принадлежности, все отправлялись в общественную баню. Там можно было встретить друзей и знакомых, посидеть в буфете, подстричься в парикмахерской, или воспользоваться услугами прачечной.
В 1934 году на весь город и станцию Красноуфимск существовала только одна небольшая баня, расположенная в железнодорожном районе. Она не могла в полной мере удовлетворить потребности всего населения, а городская баня к тому времени строилась уже около 5 лет, но так и не была закончена.
6 ноября 1935 г. в недостроенном состоянии баня в г. Красноуфимске все же заступила в эксплуатацию. Пропускная мощность ее составляла 500 человек в день. По своему состоянию она не удовлетворяла потребностей посетителей города. В баню выстраивалась очередь, трудящиеся вынуждены были ждать по часу и более пока придет их время вымыться, кроме того не всегда было достаточно горячей воды. К тому же, помещение не соответствовало культурному обслуживанию населения. При бане имелся буфет, парикмахерская, но все это находилось в общем зале, отдельного зала ожидания не было. Поэтому перед Горсоветом сразу встал вопрос о расширении бани. В 1940 году даже решался вопрос о постройке новой бани в городе Красноуфимске, и были выделены средства в размере 80 000 руб. Но Горисполком города посчитал это не целесообразным. На отпущенные средства решили расширить существующую баню и поставить к ней пристрой.
В 1942 году городская баня переходит на режим работы в две смены. В связи с этим комитет Красноуфимского городского Совета выносит решение о дополнительном штате работников, он составлял 10 человек: кассиры – 2 чел.; кочегары в котельной – 2 чел.; швейцар – 1 чел.; уборщиц – 2 чел.; кочегар дезокамеры – 1 чел.; банщиков – 2 чел.
Баня работала без выходных дней по следующему графику:
- ежедневно (кроме вторника и четверга) с 12 до 24 ч. обслуживалось гражданское население;
- по вторникам с 12 до 24 ч. – учащиеся, в организованном порядке;
- по четвергам с 12 до 24 ч. – организованные коллективы граждан (общежития, бараки, стройколонны и др.).
В годы войны для всех граждан, пользующихся горбаней, была обязательна дезинфекция нательной и верхней одежды в дезокамере, которая находилась при бане.
Плата за помывку периодически менялась, но всегда цены были доступными. За мойку и санобработку в 40-е годы она составляла 2 рубля, с 1947 года обслуживание школьников (до 7 лет) включительно сделали бесплатным. Билеты для детей в возрасте от 7 до 12 лет стоили 1 рубль, свыше 12 летнего возраста - 2 рубля за помывку.
В 60-70-е годы уже активно шло строительство благоустроенных домов и в квартирах появилась горячая вода, но бани все также пользовались большим спросом.
Серьезным недостатком в эти годы являлось то, что бани, построенные в дореволюционный период, находились в аварийном состоянии. Ремонты, проводимые Ремстройучастком, не давали нужных результатов, зато они влияли на пропускную способность. В следствии чего создавались очереди до двух часов и более в субботние и воскресные дни. В связи с этим Исполком городского Совета в 1973 году установил часы работы бани: в женском и мужском отделениях – понедельник, пятница, суббота, воскресенье с 10 утра до 24 часов; вторник, четверг – с 13 до 24 часов; среда – выходной день. В этом же году утвердили тариф за пользование коммунальными банями 18 копеек за одну помывку.
В 1975 году в городе была построена новая баня на 101 место по ул. Писцова, 26. В настоящее время городская баня находится по ул. Бытовая, 6. Она работает и принимает жителей города.
Конечно, прогресс затронул общественные бани. В альтернативу им пришли, финские бани, ультракрасные сауны, хамам и т.п. Несмотря на это бани до сих пор пользуются огромным спросом. Горячий пар в сочетании с ароматными вениками не заменит ни одна душевая кабина.
Лукоянова Людмила Николаевна, научный сотрудник отдела использования архивных документов и НСА
//Вперед. – 2021. – 5 авг. – С. 15
Загадки поселка Пудлинговый
Который год в известном поселке отмечают модный сейчас ежегодный праздник "День поселка", датируя годом основания 1919 год. Который год ко мне обращались по этому вопросу, но тогда у меня не было весомых аргументов, а за это время местные знатоки указывают только на приведенную дату. Так ли это?
Во-первых, отчего такое название - Пудлинговый.
Пудлингование (англ. puddling, от puddle - месить), пудлинговый передел - металлургический процесс передела чугуна в мягкое малоуглеродистое (пудлинговое) железо, получающееся в тестообразном состоянии (в виде крицы) на поду пламенной отражательной (пудлинговой) печи (см. Крица, Пудлинговое железо). Пудлингование было изобретено в 1784 г. Кортом в Англии. К началу XIX в. в промышленных странах оно заменило кричный передел чугуна, развитие которого, особенно в Англии, привело к истреблению лесов и уже не удовлетворяло увеличивающимся требованиям на железо. В топках пудлинговых печей сжигался (вместо древесного угля в кричных горнах) каменный ушпь, впоследствии, в зависимости от экономических условий, иногда заменявшийся топливом других видов. Применение пудлингования дало в 1-й половине XIX в. значительное по тому времени количество железа и стали, необходимых для быстрого развития промышленности и транспорта. С появлением во 2-й половине XIX в. конвертерных способов передела чугуна (см. Бессемеровский процесс, Томасовский процесс), а затем мартеновского производства постепенно вышло из употребления. В XX в. оно сохранялось в некоторых промышленных странах (гл. обр. в Англии) в небольших размерах для производства железа специального назначения, отличающегося повышенной свариваемостью, к середине XX в. производство в Англии пудлинговой стали составляло около 1 % общего производства стали.
Во-вторых, обратимся к карте Красноуфимского района 20-х годов прошлого столетия, район входил в состав Кунгурского округа Уральской области. Тогда указаны только такие поселения - Верхняя и Нижняя Сарана и станция Саранинский завод.
В третьих, берем материалы первой советской переписи 1926 года. В составе Верхнесаранинского сельского Совета 270 хозяйстве населением 1131 человек, из них мужчин 543, женщин - 588, в том числе в Верхнесаранинском заводе (107 дворов - 430: 200-230), в кордоне Голый мыс (1 - 7: 4 - 3), в поселке Долгий Мост (254 - 94:45 - 49), в кордоне Журавлиный Лог (7 - 36:17- 19), в деревне Ломаная Нога (49 - 235:120-235, из них белорусов -1, украинцев-52), в деревне Петухова (50-271:106-111), в хуторе Печи (2 - 6:2-4), в поселке Тигинский Ключ (9 - 43:27-16, все украинцы), в ж.д. разъезде Черная Речка (21 - 63:27-36).
Подробнее: Загадки поселка ПудлинговыйПоследний герой Цусимы
Молоденькая липа почтительно склонилась, как бынакрыв своими нежными ветками три безмолвные могилы, обнесенные выкрашенной в синий цвет оградой. На прикрепленных к железным крестам табличкам надписи не сохранились. Да и мало кто теперь из прихожая и служителей Красно- уфимской Инпокентьевской церкви помнит, что нашел здесь последний свой земной приют уникальный, с интереснейшей судьбой человек.
СВЯЩЕННИК МАКСИМ
Прихожан, впервые увидевших отца Максима, поначалу отпугивало его поистине богатырское телосложение (соответствующее его имени), татуировка в виде большого якоря на руке. Но, узнав его поближе, они уже начинали стыдиться своих первых впечатлений. К тому же в сравнении с двумя другими священниками, имевшими специальное духовное образование, он, не получивший такового, выглядел каким-то простоватым, но тем не менее слыл превосходным проповедником. именовался благочинным (звание, которого удостаивается редкий священник). И был невероятно добр и доверчив, чем не раз пользовались недобрые люди. Но им не удалось поколебать его веры в людей, изменить его к ним отношение.
Службы, проводимые отцом Максимом, длились дольше, поскольку всякий раз, когда он молился, поминал длинный список имен.
— Думаешь, почему, голубушка, — говорил доживший до 95 лет отец Максим, — Господь дал мне такую длинную жизнь? Потому, что каждый день молюсь поименно за всех моряков команды фрегата «Светлана», ведь все они умерли без покаяния.
Подробнее: Последний герой ЦусимыКровавая расправа в Саране
Как-то незаметно проходит этот год, и мало кто вспоминает события 95-летней давности. А между тем «боевой 1918-й» оставил кровавую страницу в истории Красноуфимского уезда, который в этот год был охвачен огнем братоубийственной гражданской войны. Дело в том, что новая, Советская, власть была поддержана в основном в редких горнозаводских поселениях, а основная крестьянская масса, состоящая в подавляющем большинстве из середнячества, доведенная декретами новой власти до мятежа, была настроена антисоветски. Крестьяне до поры терпели непомерные налоги, реквизицию лошадей, самоуправство комитетов бедноты, но всему есть предел: июньский декрет о мобилизации послужил толчком к активному сопротивлению - сразу в 23-х волостях уезда началось восстание местных жителей. С этого июня в уезде не осталось деревни, села, поселка, стоящих в стороне от этих событий (см. мои ст. «Россия, кровью умытая» за октябрь-апрель 2008-09 гг.). Совнарком 13.06.1918 года обнародовал декрет о восстановлении смертной казни, отмененной в ноябре 1917-го. А тем временем в уезде наблюдается картина ужасающей человеческой жесткости: в июне гибнут красногвардейцы отряда Дагоуш в Бисертском заводе и Кленовском, убит военком (2-й) уезда В.Ф. Крутиков, первые жертвы в Артях, Новом Златоусте, Амерово, Ильчигулово, Сажино, в июле - в Ачите, Афанасьевском, Кленовском. В сентябре 1918-го выходит декрет о «красном терроре». Жертвами его становятся 14 известных людей уездного города - члены уездной управы, бывшие офицеры, священнослужители, инженеры 6-го участка строящейся железной дороги. Известно, что Красноуфимск в годы гражданской войны имел стратегическое значение и неоднократно переходил из рук в руки. 15 сентября был издан секретный приказ об эвакуации, и в ночь на 16-е красные части покинули город, отступая на Ачит. 17-го в город входят части Иркутской дивизии. Первыми жертвами белых становятся начальник милиции А.Т. Городилов и продкомиссар М.Я. Овчинников. Не все знают, что наряду с внесудебными расправами обе стороны использовали систему заложничества: у красных в таком виде были семьи офицеров бывшей царской армии, служившие у красных: семьи рабочих, которых мобилизовали с далеких заводов и фабрик. Так, в составе 4-й Уральской дивизии была Петроградская рота «самокатчиков», для острастки 29.08.1918-го 18 солдат были расстреляны за самовольное отступление. Надо честно сказать, что расстреливали, вешали, судили зачастую свои же, местные. Хороши были и те, и другие: красноуфимские полки летом 1918-го выполняли по всему уезду карательные функции, на стороне белых отличались беспощадностью отряды Кобякова, Ярушина, Никифорова, а в окрестностях Красноуфимска - Шатохина. Первыми жертвами этих палачей (готовых «стрельнуть») стали семьи отступивших красногвардейцев. Так случилось и в Нижней Саране. 16 сентября в поселок вступили белые, и почти сразу же следственная комиссия, состоящая из местных же, составила список из 35 человек, которые были арестованы (двух женщин - сестер Горбуновых - отпустили). Сохранились воспоминания очевидцев тех лет.
1. Рассказ В.Т. Дульцева.
«Мы раньше жили на этом же месте, а папа работал на водокачке машинистом. Это было от нас очень далеко, но мне часто приходилось носить папе обед. И вот однажды я нес обед, шел по опушке березовой рощи, атам пасли скот, и вот ребята-пастухи решили посмеяться надо мной (мне было лет 7-8). У них были длинные веревочные кнуты, и они стали ими щелкать, как будто меня хотели подхлестнуть. Я испугался и бросился бежать. Вдруг я выбежал на падиные ямы и увидел много изрубленных тел. От ужаса со слезами я прибежал к отцу. Я не мог долго успокоиться, и меня долго не посылали к папе носить обеды. А мой папа до того был расстроен этой казнью, а он ходил ежедневно туда, пока не развезли тела, что потом очень долго болел, и уже в последующие годы все равно он был нервно потрясен. Он любого человека дома встречал и провожал со слезами. Я хоть был маленький, а это место запомнил хорошо, оно было недалеко, метров 50 до спуска по тропке в болото. Я очень хочу, чтобы вы довели начатое дело до конца и увековечили место казни невинных людей».
Подробнее: Кровавая расправа в СаранеСамая южная волость
Самой южной волостью обширного Красноуфимского уезда была Большеокинская. При подворной переписи 1888-1891 гг. отмечено: «Большая Ока - волость и община, на реке Оке, от Красноуфимска - 70, от Златоустовской дороги - 12, врача - 40, ближайшая деревня - Средняя Ока (Златоустовского уезда) - 1 верста, 3 мечети, 1 министерское училище, 3 медресе, 2 винные лавки, 5 лавок, 3 ключа, 2 мельницы, хлебный магазин, базары по вторникам, вода из речки. Башкиры-вотченники, башкиры-мещеряки, башкиры-тептяри, башкиры-военные припущенники».
Село получило название от реки: «Ока», по мнению языковедов, восходит к финно-угорскому слову «Йок», то есть «река».
Есть и конкретная дата основания поселения - 22 декабря 1692 года. Новопоселенцы были из деревни Янакош Уфимского уезда, по происхождению они мещеряки (мишари), обашкирившиеся бывшими финно- уграми из Мещерского края. Здешние земли принадлежали кызылбаевским вотчинникам, часть из них позже переселилась в Большую Оку. С середины 18-го века здесь поселились татары и тептяри-марийцы православного вероисповедания, выходцы из Казанской губернии.
К 30-м годам 18-го века Большая Ока выросла в заметный населенный пункт. После строительства крепости в местности называемой «Кызыл Яр» (Красный Яр), была проложена первая сухопутная дорога - Красноуфимская. Крепость возникла внутри башкирских земель, это вызвало локальное восстание, которое охватило 1735-1740 гг.
При генеральном межевании (1802 г.) в Большой Оке проживало 660 человек обоего пола, в том числе башкир-вотчинников - 17, мишарей -516, тептярей - 127. Многочисленную группу волостного населения составляли тептяри-марийцы, так называли выходцев из башкирских земель: в основном, они были из Бирского уезда. «В двух километрах от Большой Оки возникло Багышково на основе договора от 6 феврале 1761 года вотчинников Кызылбаево, Оки и Азикеево с марийцами Багышем Митряем, Яшкой Митяевым и другими. Поблизости от Оки были основаны и другие марийские деревни: Иванайково, Андрейково и Байбул- да на основе договоров 1755, 1760, 1765 и 1767 гг. Недалеко от Оки по договорному плану от 6.02.1761 года возникли еще два крупных марийских селения: Большая Тавра и Малая Тавра. Жители внесли 7 рублей начального взноса и обязались платить ежегодно башкирам деревень Кызылбаево и Оки по 3 рубля денег (в год со двора)». («Большая Ока», Б.С. Давлетбаев, с. 19-20).
Подробнее: Самая южная волость