В честь святого
26 апреля 1991 года исполнялось 595 лет со дня кончины первосвятителя и покровителя Пермского края святого Стефана, епископа Великопермского. Святой Стефан всю жизнь трудился на пользу Пермского края, который его молитвам обязан своим благоустройством и благосостоянием. Так отмечалось в документах конца XIX столетия по этому поводу.
Кто такой Стефан, названный церковью святым? Первый проповедник христианства в Пермском крае, то есть в нашей местности, относящейся в прошлом к Пермской губернии. Стефан - простой монах, живший при Дмитрии Донском. Он родился около 1330 года, умев в 1396 году. Был родом из Устюга, сын причетника местной соборной церкви Симеона Хряпа. Около 1366 года пострижен в иночество в Ростовском Григорьевском монастыре, где учился.
Стефан владел зырянским и греческим языками, знал право и обычаи зырян. В 1378 году он явился в Москву просить благословения на ведение проповеди Евангелия северным Язычникам, населявшим Пермский край. Наместник Московской Митрополии Коломенский епископ Герасим посвятил Стефана в иеромонахи, «снабдил необходимыми церковными вещами.
Так началась апостольская деятельность Стефана, продолжавшаяся 4 года в звании иеромонаха и 14 лет в сане епископа Ветикопермского. Кроме проповеди Евангелия, святой Стефан строил храмы, в которых вел богослужение на понятном туземцам языке, заводил училища, где сам обучал взрослых и детей грамоте, церковному пению и богослужебному порядку; защищал свою паству от врагов, ходатайствовал об уменьшении податей, за что заслужил от пермяков имя Отца.
Его кроткая, любящая личность представляла отрадное, светлое явление среди тогдашней закостенелости и грубости нравов. Апостольские труды святого Стефана и его учеников положили основание введению учения Христа в Пермском крае. Он посеял между язычниками, жившими здесь, первые семена гражданственности, перевел священное писание на язык туземцев, изобретя для этого специальную азбуку (это произошло около 1375 года). Но азбука и книги святого Стефана не сохранены.
Долго и тяжко боролся апостол Стефан с загрубелыми суевериями и невежеством язычников, действуя на них исключительно кротостью и убеждениями; дерзкие чародеи вооружали против него свой народ мнимыми чудесами, но вечная истина восторжествовала: слово любви, мира проникло в сердца язычников, и кумиры пали к подножию креста. (Крупенин А. Д. Краткий исторический очерк заселения и цивилизации Пермского края. Пермь, 1859 стр. 8, 34)
Для увековечения памяти святого Стефана 11 октября 1895 года Красноуфимское уездное земское собрание выделило средства на устройство школьных зданий в деревнях Багышковой Больше-Окинской волости и Маракановой Артинской волости, а также Верхне-Саранинском заводе - по 400 рублей на каждую. Было решено именовать эти школы Стефанскими (Журналы Красноуфимского уездного земского собрания. Красноуфимск, 1896 г„ стр. 80).
// Вперед. - 1992. - 17 янв. - C. 3.
Причастные к литературе и печати
В Пермском краеведческом сборнике за 1926 год опубликован «список лиц причастных к литературе и печати, уроженцев или проживавших в нашем крае», составленный профессором университета П. С. Богословским.
В этом документе есть упоминания и о наших земляках-красноуфимцах. Назову их. Помещик из села Александровского генеалог и геральдист В. В. Голубцов (1856-1892 гг.) был не чужд истории литературы как автор статей: «П. И. Полетика и В. А. Жуковский», «Д. В. Давыдов и Д. П. Бутурлин» - (Пермский краеведческий сборник. Выпуск 2. Пермь, .1926 год, стр. 100).
Еловиков Александр, сотрудник «Урала» и «Пермских ведомостей», житель города Красноуфимска.
Локтин Александр Алексеевич родился 10 апреля 1872 года, проживал в Пермской губернии 7 лет, с 1893 по 1898 года учился в Красноуфимском промышленном училище, в 1893-1990 годах - статистик Пермского губернского земства, в1902 года занялся журнальной работой в «Русских Ведомостях» и других изданиях, которую не прерывал и во время ссылки в Архангельск.
И. С. Сигов, уроженец Красноуфимска, брат писатели А. Погорелова. Он газетную работу начал в «Екатеринбургских Ведомостях», заметный общественный деятель Екатеринбурга (1897-1898 гг.). В 1900- 1901 годах служил в Пермском губернском земстве, сотрудничал в «Пермском крае». Автор статей об уральском народном хозяйстве в «Русском Богатстве». Заведующий статистикой в Госстрахе в Москве в 20-х годах.
// Вперед. - 1992. - 17 янв. - C. 3.
Соколиный или Медовый?
В прошлом году газета «Вперед» опубликовала ряд статей по краеведению (И. Хамзина, Л. Зеленцова и других). Заинтересовавшись, решил откликнуться. Но на научное значение и достоверность своих предположений не претендую, так как у меня нет возможности проверить их. Поэтому хотелось бы услышать мнение о них более сведущих людей.
Для начала продолжу Размышления Л. Зеленцова о названии села Юва. Юва на марийском языке произносится «Дьуа», а буквально означает «черемша», то есть «дикий лук» (по-научному лук «победный»).
Усть-Маш по-марийски Очмаш. Это название скорее всего произошло от слова «ончы маш», то есть «смотреть», «караулить».
Бугалыш - окончание «лыш» (лышне) означает «поблизости от чего-то». А слово «Буга» - не означает ли оно какой-либо объект, племя, к которому, выражаясь топографическим термином. «привязано» слово Бугалыш? Ведь есть же сказание башкирско-венгерских племен «Конгур Буга» (Бурый Бык).
А теперь о том, ради чего затеял я это письмо. Слышал от стариков, что раньше река Уфа была как бы пограничной. И вот что говорит нам местная топонимика: Саргая расположена на устье речки Саргаюшни. Сарана - на устье Саранинки. В «Книге Большому Чердежу». выпущенной в 1627 году. Сарана, впервые упоминается под названием Саргана. Capra - речка в Красноуфимске, Сарс - речка в Пермской области. У всех этих топоним один корень - «сар». Сар-гая, Сар-гана, Cap-ra, Сар-с. «Сар» по-марийски – «война». И тут я склонен предположить, что если эти названия действительно из марийского языка, а «гая» по-марийски «идет», то, может, они означают место раздора, а речки были как бы пограничными? Тогда, выходит, разница в окончаниях служила для отличия одной речушки от другой.
И еще об одном топониме. В километре от Сухореченского моста. на правом берегу Уфы вниз по течению угрюмо вовышается скала. Лес на ней, к сожалению, недавно выжгли туристы, и вершина ее теперь имеет «ободранный» вид.
Среди местных жителей скала чаще фигурирует под названием Солдатский, Соколиный камень, что не имеет ни познавательного, ни исторического смысла. Исконное ее название Саглдаш (Саклташ, Сахлташ), что означает «Медовый камень». Это по словам старых людей, услышанным мной еще в молодости.
Легенда гласит, что в древние времена в расщелинах той скалы жили дикие пчелы. В жаркие- летние дни мед стекал по ее стенам.
До недавнего времени я считал, что слово «сахл» татарское, но оказалось, что нет. Не помогли расшифровать его ни марийцы, ни удмурты, ни башкиры.
(Может, я ошибаюсь, словарей у меня нет, исхожу из расспросов некоторых людей этих наций).
Но вот смотрел как-то (по телевизору программу «Время», где рассказывалось об узбекском меде, и тут мое внимание привлекла этикетка на банке с медом, на которой читалось слово «сахл». И родилось вот такое предположение, что узбекский топоним оказался на нашей земле. Из сказания «Конгур Буга» известно, что на территорию нынешней Башкирии из Зауралья вторгались кочевые племена, которые оттеснили башкиро-венгерские племена, а через некоторое время откочевали в Среднюю Азию. Предположительно, что топоним «Сахлташ» древнейший, дошедший до наших дней.
Чтобы предупредить неизбежные вопросы, хочу пояснить, что предки марийключиковцев не относились к племени «йыпоныш». Письменное их название «конгрт», а не кунгурские или крещеные, как утверждает И. Хамзин.
Если сопоставить «Конгур Бега» и «Когрт», то возникает много любопытных вопросов. Но я зашел с ними в тупик. Потому, и хочу знать мнение более компетентных людей.
М. Димов, д. Марийские Ключики.
// Вперед. - 1992. - 17 янв. - C. 3.
Несколько подробностей из жизни Н. С. Попова
О том, что Никита Саввич Попов является нашим земляком, знают, наверное, немногие, но и им вряд ли известны отдельные Интересные факты из его биографии.
Н. С. Попов известен как составитель двухтомного исторического произведения, озаглавленного автором «Хозяйственное описание Пермской губернии». Двухтомник был издан в Перми в 1804 году, в 1813 году переиздан там же, но уже в трех томах. В настоящее время эти книги хранятся только в областных библиотеках и музеях, пользоваться ими разрешается без выноса из помещения. В книгах даны материалы о нашей местности, о Красноуфимске.
Составленное Н. С. Поповым «Хозяйственное описание...» «не имеет до сих пор подобного» (Д. Смышляев Сборник статей о Пермской губернии. Пермь, 1891 г., стр. 67).
Никита Попов родился 19 апреля 1768 года в Красноуфимской крепости в семье ротного писаря или священника. После окончания учительской семинарии Янковского в Санкт-Петербурге направлен в Пермь учителем главного наго пнет училища торжественное открытие которого произошло 22 сентября 1786 года. Попов
и еще трое молодых учителей прибыли на открытие этого училища и участвовали в церемонии. Интересно отметить, что церемония была расписана заранее генерал-губернатором, а день открытия училища определен специальным указом императора 12 августа 1786 года.
Ученики собирались на церемонию у дома губернатора В. П. Кашкина, оттуда строем по два человека в ряд шли в соборную церковь, «преследуемые четырьмя присланными учителями» (в числе которых был и Н. С. Попов). После молебна была «пушечная пальба» - пятьдесят один раз. Затем все пошли в здание училища, где слушали речи, заготовленные губернатором заранее.
Новых учителей прислал председатель комиссии, об учреждении училищ тайный советник сенатор Петр Васильевич Завадовский. Все четверо «происходили из духовного звания». Попов стал получать за свой труд жалованья 225 рублей в год вместо 400 рублей, положенных по уставу, «по той причине, что как четвертый класс еще не открыт, то и не занят он преподаванием определенных в оном учений», — писал директор училища Геринг Христиан Михаель 15 февраля 1787 год губернатору.
Попов был человеком весьма сведущим и трудолюбивым. Но как о педагоге о нем, к сожалению, сохранились неблагоприятные сведения. Это был человек жестокий. В «Записке, найденной в бумагах покойного пермского купца Смышляева», напечатанной во второй книжке «Пермского сборника», рассказывается, как Никита Саввич за простую неосторожность, от которой разбились несколько тарелок, так избил жившего у него на квартире ученика, что тот долго был болен и родные вынуждены были взять его от Попова.
29 июня 1806 года главное народное училище было преобразовано в гимназию. 22 ноября 1807 года ее директором назначен Н. С. Попов, работавший в этой должности до 19 января 1829 года. «Дело по самым прямым служебным обязанностям Никита Саввич вел также, по- видимому, не в должном порядке, ибо после 43-летней службы был оставлен без пенсиона» (Там же, стр. 67).
Такое вот странное сочетание противоположных качеств в одном липе.
Д. Губанов, краевед.
// Вперед. -1992. - 18 янв. - C. 2.
Почта на рубеже веков
В первые годы земства земская почта на территории Красноуфимского уезда была учреждена по двум маршрутам, что создавало большие неудобствa с доставкой корреспонденции из города Красноуфимска в волости.
В 1889 году Зауфимкий участок маршрута земской почты был несколько изменен: отход почты из Красноуфимска вместо понедельника, как было до этого, был установлен по четвергам в 4 часа утра. Причиной изменения явилось то обстоятельство, что в понедельник в Артинский завод земская почта приходила в одно время с казенной почтой, которую получали во вторник не раньше 8 часов утра, поэтому все срочные сведения и повестки вслед за земской почтой должны были отсылаться с нарочными за счет земства. Изменение расписания в движении почты все эти неудобства устраняло.
В 1894 году был изменен маршрут земской почты по Зауфимскому участку и по Сибирскому тракту с тем, чтобы почтарь 3-го участка доезжал до Сылвинского завода, а почтарь Зауфимского участка - до Нязепетровского завода. Незадолго до этого уезд был разделен на 4 почтовых участка. В 1-м участке почта проходила 189 верст через Иргинское, Алтыновское, Богородское, Енапаевское, Мостовское, Петропавловское и Нижпе-Саранинсное волостные правления, обслуживая 8 волостей; во 2-м участке
- через Александровское, Ачитское, Быковское, Сыринское, Торговижское, Молебское, Агафоновское, Утинское, Ачитское (11 волостей, 263 версты); в 3-м участке - через Ачитское, Афанасьевское, Кленовское, Бисертское, Утинское, Шайтанское, Сылвинское и обратно через Утинский и Бисертский зазоды, а затем - по Сибирскому тракту до Красноуфимска (9 волостей, 369 верст); в 4-м участке - через Криулинское, Манчажское, Артинское, Поташкинское, Белянковское, Шемахинское, Нязепетровское, Шокуровскоее, Михайловское, обратно через Поташкинское, Новозлатоустовсксе, Сажиннское и Ювинское волостные правления (15 волостей, 335 верст).
Правительственные почтовые отделения имелись только в селах Ачит, Златоустовское, Ключи, Богородское и на заводах уезда, причем казенная почта ходила тоже по четырем направлениям: 1-е - между городами Красноуфимском и Пермью через Ачит; 2-е - между городами Кунгуром и Виреном через Богородское: 3-е - между Бисертским заводом и станцией Верхний Уфалей: 4-е - между Красноуфимском и Артинским заводом через Криулино и Манчаж.
Таким образом, Красноуфимск был связан прямым почтовым сообщением только с Ачитом, Златоустовским, Суксуном и Артями; в остальные же волостные центры уезда казенная почта ходила окружными путями - через четыре дня. Земская почта ходила один раз в неделю с одним и тем же почтарем на каждом участке. В те волости, которые оставались в стороне от маршрута казенной иди земской почты, корреспонденция доставлялась с нарочными, посылаемыми волостными правлениями в ближайший пункт ко времени прихода в него почты. Нарочные ездили на одноконной подводе за счет земства, поэтому в начале каждого года уездная управа высылала в волостные правления билеты на бесплатное взимание земских лошадей.
23 сентября 1903 года Красноуфимское уездное земское собрание решило установить ход казенной почты от Красноуфимска до села Богородского и открыть почтовые пункты при волостных правлениях. Прием и выдача всякого рода корреспонденции, за исключением переводов, проводились в Иргинском волостном правлении.
4 октября 1910 года Красноуфимское уездное земское собрание установило еженедельное движение одноконной почты от города Красноуфимска до деревни Большая Ока.
Следует указать и на неудобства в ходе казенной почты, имевшиеся в 1910 году: письмо из Ачита в Кленовую, например, шло через Кунгур, Пермь, Екатеринбург и Уфалей, проделав вместо 45 верст кружной путь длиною более 1000 верст. Объяснялось это тем, что в направлении Красноуфимск - Бисертский завод почта не шла и наш город не имел прямого сообщения с Екатеринбургом.
Не было прямого сообщения между Артинским и Михайловским заводами, где имелись почтовые отделения, поэтому корреспонденция из Красноуфимска, например, в Нижне-Сергинский завод шла тоже кружным путем через Пермь и Екатеринбург и адресаты получали ее только на восьмой день... Совершенно были отрезаны от Красноуфимска село Богородское и весь юго-западный угол уезда, которые сообщались лишь с Кунгуром. Казенная почта в этот край ходила через Кунгур, Орду и Медянку, в то время как для нормального ее движения достаточно было установить ход между Ключами и Богородским.
28 сентября 1910 года Красноуфимское уездное земское собрание ходатайствовало об открытии почтовых операций при Афанасьевском волостном правлении и установлении хода правительственной почты по Сибирскому тракту от Красноуфимска к Екатеринбургу, а также об открытии почтового отделения в Шайтанском заводе.
Д. ГУБАНОВ, краевед.
// Вперед. - 1992. - 5 июня. - C. 2.