Вечный двигатель

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

(«Ничто не вечно под луной»)

Натурально изменился облик наших граждан за постсоветский период (пошел же, подсчитай, четвертый десяток со времен переворота 1991-93-го годов, то бишь с эпохи незабвенного ЕБН): на смену фуфайкам, пониткам, сарафанам, дешевому ситцу, обуви фирмы «Уралобувь», «Прощай, молодость», парфюмерии типа «Тройного одеколона», «Шипр», «Красная Москва» пришла мировая продукция из Турции и США, Италии и Польши, из стран Азии. Иногда посмотришь украдкой (в моем возрасте в упор опасно глядеть – током шибанет, подумают – сглазит) на «белолицых» так и картинной галереи не надо, мамой клянусь – иконы ходячие. Правда, что касается души, то особого прогресса не наблюдаю, вполне возможно, скорее всего, наблюдается обратный ход.

         Вроде недавно было, что были в большом числе предприятия легкой промышленности – фабрики, комбинаты, ателье, дома быта. Помнится подлинный случай. Одна семья была в Ленинграде (Платоновы – Федор Романович и Галина Романовна) и, будучи в одном из магазинов, хозяйка говорит: «Федя, давай купим брюки?!». Сказано – сделано. Приехали домой, развернули, оказалось  пошиты на Красноуфимской швейной фабрике (была открыта в 1959 году, цель – занять женскую часть населения города). Помнится, что кадры готовили в железнодорожном училище. Местная швейная фабрика работала в две смены.

         Испокон века шитье и вязание было повседневным занятием, обычно с малолетства начиналось это ремесло – с детских тряпичных кукол. Все девичье добро, приданое годами делалось девичьими руками и хранилось в сундуках. Были и неумехи, что видно по частушкам:

Ах, сдобная – пшеничная, 
Ни ткать, ни прясть –
Никудышная.

Моя милка хороша -
Рукодельницей была:
В решето коров доила, 
Кочерыжкой пол мела.

Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Мне миленок мой сказал:
«Шить не мастерица!»

Есть и такие мудрости: «Портной Данило, что ни шьет, все гнило», «Портной изгадит, утюг изгладит», «Портной Проня шьет да порет», «И швец и жнец и на дуде игрец», «Иглой да бороной деревня стоит». Встречаются и фамилии на эту тему: Швецов, Швейкин от слова «шить»; Крайцов – кроить; Портнов, Шваров – портной; Кукольник – тот, кто шьет плащи.

         Немногим из нынешнего поколения говорит что-либо фамилия Зингер. Однако была такая династия из иммигрантов – евреев из Германии в Северо-Американские Соединенные Штаты. В этой семье был третий ребенок - Айзик или Исаак Зингер (27.10.1811 г.р., Питтстаун – 23.07.1875г. – Пейнтон, Англия). Всего же в семье было восемь детей. В 10-летнем возрасте он не стал ладить с мачехой и в 12 лет ушел из семьи вместе со старшей сестрой и начал самостоятельную жизнь.

От природы у Исаака была техническая жилка: будучи на каменном карьере он придумал буровую машину, за что получил свой первый патент и вознаграждение в 2000 долларов. Деньги он отдал сестре, и часть выделил своим домочадцам. Затем он подался в актеры и с труппой за пять лет исколесил многие штаты.

 В 1850 году устроился на работу в типографию, где оказались образцы швейных машин. Он никогда не утверждал, что является автором таких технических машин, таковые уже были – английские, немецкие. У хозяина он в долг взял 100 долларов, с условием, что за 40 дней сделает свой экземпляр швейной машины. Эти 4 декады он не спал, не ел, но справился с задачей. Но, не тут-то было: в патенте было отказано, жившие тогда авторы таких изделий подали на него в суд. Как-то все обошлось. Новый вариант его изделия подхватили промышленники, и в 1863 году было выпущено 20 тысяч «Зингеров. В 1858 году стоили они 100 долларов. Основное производство было сосредоточено в Нью-Йорке, где в 1868 году появился свой небоскреб  - «Зингер-Билдинг» высотой 187 метров, 47 этажей (был снесен в 1967 году). К этому времени выпускалось 600 тыс. «зингеров» в год, машины поставлялись в Россию, Турцию, Балканы, Японию, Китай. Свои заводы появились в Глазго (Шотландия), Германии, откуда поставка шла и в Россию. Наконец, в 1902 году появился филиал в Подольске, который на то время был поселком с населением 5 тыс., выпуск равнялся в 20 тыс. машин в год. С началом германской войны владельцы этой фирмы отказались от военных заказов и резко сократили производство. В Подольске до сих пор красуется труба с надписью «Зингер, 1914».

Сам основатель всемирно известной фирмы ввел внешнее управление. Некогда было, переключился на женский фронт.  В 1830 году Зингер женился на Катрин Мери Хейли – 3 детей; в 1836-ом на Мэри Энн Спонслер – 10 детей, в 1837-ом, с рождением сына от второго брака оформил развод с первой; в 1860-ом – второй развод; третья жена – Мак Гомнил 5 детей, в 1872-ом – новый развод. К тому времени жил в Лондоне. Был обвинен в двоеженстве. Была одна побочная дочь. В Лондоне жил в гражданском браке с Мэри Мак Гомнил. В Париже, в 1853 году познакомился с Изабеллой Бойер – 6 детей (умерла в 1879-ом).

Итого Зингер оставил 23 потомка, 22 млн., 2 виллы. В 1863 году фирма «Зингер» была закрыта, новые владельцы сохранили только вывеску. Подольский филиал вскоре стал «Поставщиком Его Императорского Величества», там были известные фамилии – Нобель, Сытин, Филиппов «Русь-Балт».

По технологии швейные машины делятся на ручные и ножные. Мне помогли глянуть на цены раритетных «зингеров»: от 2 тыс. до 12-17 тыс. Подольский филиал выпускал в лучшие времена до 2500 штук в день, в год -  порядка 20 тыс. По всей империи было несколько десятков мест реализации – около 50-60. Было такое место и в Красноуфимске на ул. Соболевской (ныне Советской), то ли в магазинах Шевелиных – купцов 2-ой гильдии, то ли в складах Поклевского-Козелл. Стоимость была где-то около 35 рублей (по современному курсу в пределах 350 тыс.). Машины расходились хорошо: рекламировали широко – в церквях, театрах, базарах и ярмарках. Выпускались рекламные проспекты. Распространителями были коммивояжеры. Мне рассказывали так: вот примет заказ этот господин и скажет: «Буду в такой-то месяц», и точно в эту оговоренную дату он у порога! Этими торгашами в основном были евреи и немцы. В первую германскую войну (докумекали опосля) многие из них были агентами немецкой разведки, ведь таким образом сведения могли поступать со всех глубин и окраин империи. Этих торгашей  народ обычно звал «комм», ибо куда нам запомнить такое мудреное слово «кммивояжер». Не просто было попасть в их число: надо знать язык, географию, пути сообщения, быть своим среди чужих. Они рекламировали не только саму машину, показывали как шить, как исправить, наладить, показывали запасные части, словом были ходкие люди, следов не оставили, а наших старожилов поминай как звали, но уверяю они «Жили и были». Образцы: ножные, ручные.

Что касается Подольского филиала, то он в 1918-ом году он был национализирован, в 1921-ом получил название «ПМЗ». В настоящее время существует по выпуску современных машин с брендом «Подольск» и «Чайка». В годы известной коллективизации наличие такой машины гарантировало раскулачивание и выселение туда, «куда Макар телят не гонял».

Надо вспомнить старину: тогда, в основном, швейным делом занимались мужчины; на «Зингерах» шили полушубки, шапки, рукавицы, даже модные сапоги и сапожки. Есть поверье: эту машину можно сломать, но не износить. Редкие экземпляры есть в музеях, частных коллекциях, у некоторых современных портних – это же такая реликвия, которая пережила столько событий – гибель империй, союзов, целых поколений, а она в рабочем состоянии!

        16.03.2023г.                                                          Ганькин В. Д., краевед

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ