Профессиональное образование

 
 

Библиотечные страницы

Если взять любое предприятие нашего города, района или соседних районов - там есть бывший выпускник Красноуфимского аграрного колледжа. Этому старейшему среднему учебному заведению нынче 140 лет. Старый и новый его корпуса - украшение города. Еще в советское время в нашем районе было два городских сельскохозяйственных предприятия: селекционная станция и совхоз-техникум. У них много общего. Станция образована в 1933 г. А в далеком 1880 г. в этом месте было создано учебное опытное хозяйство (ферма) с полями, лугами и всевозможной техникой. Были построены и учебные заводы: винокуренный, кожевенный, чугунолитейный. Об этом напоминает сейчас красное 2-этажное здание селекционной станции. Директором тогда еще реального училища на тот период был Н.А. Соковнин.

А с 1889 по 1899 г. заведовал учебным хозяйством и преподавал агрономические дисциплины В.Н. Варгин. Он является основоположником сельскохозяйственного опытного дела на Урале, родоначальником Уральской агрономии. Наряду с растениеводством, Варгин уделял внимание племенному животноводству. В честь его названа улица в городе.

На учебной ферме в тот период была выведена рожь "Красноуфимская". Но вто время она не получила признание и была забыта.

Именно Соковнин и Варгин в то дореволюционное время зародили и подняли будущий аграрный колледж. Они с уважением относились к подчиненным и студентам. Оставили прекрасное наследие не только для техникума, но и для селекционной станции. Эти два предприятия в дальнейшем тесно сотрудничали. Большой вклад внесли директора, это - Н.А. Голенищев, до этого возглавлявший селекционную станцию, и Н.С. Токарев, около 30 лет руководивший техникумом-колледжем, высоко поднявший его. К сожалению, 2 года назад он ушел из жизни.

Немалая заслуга и преподавателя общественных дисциплин, руководителя Совета музея, в прошлом секретаря парткома С.А. Неволина. В свои 86 лет к юбилею издал очередную книгу.

В колледже десятилетия существовала художественная самодеятельность. В 1993 г. ансамблю песни и танца присвоили звание "Народный". И в 70-80-е гг. на селекционной станции занимались с теми же преподавателями.

Станция и техникум проводили между собой соревнования не только по сельхоз показателям и художественной самодеятельности, но и в спорте, и нередко студентам техникума было трудно определиться - за кого "болеть"? Вроде Селекция - родное место жительства, а техникум - свое учебное заведение.

Но, к сожалению, селекционная станция и аграрный колледж испытали одну судьбу. Станция обанкротилась, сохранился только отдел селекции, но с 2007 г. перестал быть самостоятельным и перешел к Уральскому НИИСХ. А на месте ОПХ станции создано ООО "Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс". Аграрный колледж сейчас без учхоза. И прекратило свое существование агрономическое отделение 5 лет назад.

И все же надеемся, что агрономия возродится, и хозяйства вновь поднимутся, как было более 20-30 лет назад.

Александр Воробьев

//Городок. – 2015. – 24 июля (№30). – С. 23

Поскольку во многих сельских школах обеспеченность учителями с высшим образованием была далеко недостаточной, педучилище стремилось, по возможности, обеспечить городские и сельские школы кадрами. В деревнях было немало двухкомплектных и однокомплектных школ, поэтому в училище готовили выпускников для работы в подобных условиях. Студенты проходили практику, осваивая специфику занятий одновременно с двумя и более классами. Неизмерима заслуга базовой школы в качественной подготовке будущих учителей. Сплоченным, опорным, трудолюбивым коллективом руководила с 1953 года В. М. Муханова (на снимке), заслуженная учительница школ РСФСР. Грамотный эрудированный мастер-педагог умело направляла работу базовой школы. Она учила учителей, делилась опытом, поддерживала дисциплину и порядок в школе, планировала учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованием времени. Вера Михайловна любила свой труд и детей и эту любовь передавала учителям и практикантам. Выпускники 50-х годов в своих воспоминаниях с восхищением и благодарностью пишут о впечатлениях от педагогической практики, проведенной в классах учителей К.А. Дьяковой, Л.А. Андроновой, Д,В. Митрошиной, Н. В. Варламовой, Т.М. Дружининой. Они пишут о том, как терпеливо, умело, тактично помогали учителя базовой школы в выборе и освоении методов и приемов обучения детей, в проведении первых уроков, оставшихся в памяти на всю жизнь.

В послевоенное десятилетие и позднее до 1958 года, практика пробных уроков была более сокращенной. Но и в эти годы результаты работы студентов оценивались высоко, в основном баллами «4» и «5», что свидетельствовало о хорошей подготовленности будущих специалистов.

Участие в учебных кружках и художественной самодеятельности разносторонне  развивало студентов. А какие прекрасные ставились концерты для вечеров не только в своем клубе, но и в подшефных школах, перед избирателями! Традиция военных лет, когда участники художественной самодеятельности  под руководством  П.И.  Осокина выступали перед ранеными бойцами в госпиталях, была продолжена. Большим сводным хором, который называли «факультативным», руководил по-прежнему Павел Иванович, а в 50-е годы - Еловских Злата Валентиновна, приехавшая работать к нам в 1951 году. Молодая, энергичная, музыкально одаренная, она быстро завоевала авторитет в коллективе училища. Любовь студентов к музыке и пению, привитая Осокиным, нашла свое продолжение в деятельности З.В. Еловских, а также в работе преподавателей: Марьина Ильи Павловича, учившего игре на скрипке, Лобовой Нины Денисовны,  Зеленцовой Лидии Ивановны, Зеленцова Леонида Сергеевича, обучавших студентов игре на домре, создавших замечательный струнный оркестр, который в 50-е годы неоднократно получал награды на областных смотрах художественной самодеятельности. Благодаря таким педагогам студенты получали и получают по сей день серьезную музыкальную подготовку. Многие выпускники 40-х и 50-х годов в своих воспоминаниях пишут о том, как они, пользуясь музыкальными инструментами (в основном домрой), проводили уроки пения в сельских школах, руководили струнными и шумовыми оркестрами.

Культ музыки, возникший в педучилище в конце 40-х и начале 50-х годов, выразился еще и в том, что утром, перед занятиями, ежедневно проводилась музыкальная зарядка. Все студенты выстраивались в коридоре здания на втором этаже. Руководили музыкальной зарядкой преподаватели, а позднее - и более способные студенты. Слева от дирижера, стоявшего на небольшом возвышении, стояли первые голоса (сопрано, теноры), а справа - вторые (альты, басы). Дирижер, пользуясь камертоном, задавал ноту «ля», и начиналась распевка исполнением гаммы, народными попевочками, а завершалась пятнадцатиминутная зарядка пением какой-либо народной песни, например, «Во субботу, день ненастный...» После такой музыкальной зарядки все расходились по классам, на занятия.

С 1953 года утренняя музыкальная зарядка была заменена физкультурной. Проводилась она на свежем воздухе, на своем спортивном стадионе, построенном студентами напротив основного учебного корпуса.  Позднее территория этого стадиона отошла вновь построенной школе №1, где для детей оборудовали спортивную площадку. Организацией спортивной  работы в училище руководила Милитина Васильевна Бурмакина (на снимке). Всегда подтянутая, увлеченная, но строгая и требовательная,  она была инициатором введения новых традиций. Ежегодно в конце учебного года проводится большой спортивный праздник на городском стадионе. Жители Красноуфимска тогда еще не были избалованы телевизионными передачами и с большой охотой посещали стадион. На футбольном поле разыгрывалось красивое представление. Все начиналось с парада, в котором принимали участие все группы в полном составе, одетые в одинаковую спортивную форму. Затем студенты показывали синхронные движения с флажками, булавами, шарфами,  обручами,  венками, строили спортивные «пирамиды». Красивое зрелище! А сколько труда и упорных тренировок вкладывалось при подготовке к этому празднику!  На уроках, на занятиях спортивных секций разучивались вольные упражнения. Милитина Васильевна добивалась красоты движений и синхронности сначала с классом, потом проводились репетиции на своем стадионе со всеми студентами. Незаменимым помощником в ее большой работе становится Федотов  Павел  Николаевич, выпускник  1939  года, вернувшийся с фронта, получивший высшее образование и пришедший работать в свое родное училище. Заканчивался спортивный праздник соревнованиями в беге, прыжках и эстафетой с препятствиями.

Об этих и других традициях писал уже на страницах газеты «Вперед» более подробно в 1991 году Леонид Сергеевич Зеленцов.

Подробнее: Мы благодарны судьбе (40-50-е годы)

Сто лет назад - в 1906 году - в Красноуфимском промышленном училище произошло невероятное: не оказалось выпускников. Объяснялось это просто: ВСЕ учащиеся выпускного класса подверглись репрессиям властей за революционную деятельность.

Историю первой русской революции принято делить на два больших периода: подъема (1905 г.) и отступления (1906-1907 годы). События 9 января 1905 года, когда царские войска в Петербурге расстреляли мирное шествие горожан, всколыхнули не только всю Россию, резонанс прошел и по миру. Народ назвал этот день «кровавым воскресеньем».

В Красноуфимском уезде тоже все бурлило: проходили собрания и митинги, учащиеся местного промышленного училища даже вышли на демонстрацию, происходили протестные выступления крестьян во многих волостях уезда. Волнения в волостях были направлены против помещичьего землевладения и выражались они в самовольном использовании лесов и лугов, в неподчинении местным властям.

Но прошел кульминационный момент общего возбуждения, и волна недовольства постепенно спадает. Хотя надо сказать, что революционное брожение в уезде длилось довольно долго - с ноября 1905 по август 1906 года. За этот период массовые организации рабочих и крестьян подверглись полному или частичному разгрому. Арестовываются и приговариваются к многолетним годам каторги, в лучшем случае к высылке за пределы Пермской губернии и участники выступлений в Красноуфимском промучилище. Вот и получилось, что в 1906 году совсем не было выпуска, так как студенты за революционную деятельность и участие в забастовках в лучшем случае были отчислены, в худшем - отправлены в ссылку или заточены в тюрьму.

Тюрьмы и арестантские дома были переполнены. Назовем для примера несколько цифр о размахе репрессий, обрушившихся на взбунтовавшийся народ в нашем крае.

В 1907 году содержалось арестованных в арестантских домах Красноуфимского уезда: Красноуфимск - 383 человека (3812 дней), Суксун - 157, Арти - 230 (1207 дней), Бисерть - 72 (1244 дня), Нязепетровск - 56 (1256 дней), Богородск - 119 (1812 дней), Михайловский - 131 человек.

Кроме того, уволены со службы по распоряжению пермского губернатора: в 1908 году четверо писарей Красноуфимского уезда, в 1912 году - учитель Крестовоздвиженского (Новосельского) училища Александр Иванович Павлов. Были и другие факты репрессий, в результате властям удалось разгромить оппозиционные группы, организации, и революционное движение резко спало, уцелевшие руководители ушли в подполье, чтобы осмыслить уроки борьбы и наметить иную тактику, которая приведет к успеху через 10 лет...

Виктор КОРСКАНОВ, краевед, д. Катаева

//Знак вопроса.-2006.-№ 7.-С.8

Учащиеся и работники Красноуфимского технического училища - 13 в апреле 1961 года собрались на общее собрание, посвященное исто­рическому полету в космос гражданина СССР, воспитанника системы профтехобразования, летчика-кос­монавта Юрия Алексеевича Гагари­на и решили обратиться в исполком городского Совета с просьбой о при­своении учебному заведению имени Ю.А. Гагарина. 19 апреля 1961 года исполком удовлетворил просьбу кол­лектива, и училищу было присвое­но почетное звание.

Знают ли об этом историческом факте выпускники ныне КПУ-97? Ведь именно это учебное заведение с 1955 года по 1963 год именовалось Красноуфимским техническим училищем № 13.

Наталья Степанова, директор госархива в г. Красноуфимске

//Вперед. - 2006 - 13 апр . -С. 2

История педагогического колледжа хранит события и факты, связанные с тяжелыми годами для нашего Отечества.

1941 год. 21 июня на выпускном вечере в Красноуфимском педучилище восьмидесяти выпускникам были вручены аттестаты. Будущие учителя давали клятву верности избранной профессии...

А наутро война ворвалась в наш дом. В первый же день войны вчерашние выпускники были призваны в армию. Ушли на фронт и преподаватели: Степанов Зиновий Матвеевич - завуч педучилища, Аверьянов Михаил Васильевич - преподаватель физики, Матвеев Яков Степанович - преподаватель истории. Всего среди наших выпускников, преподавателей и сотрудников на войну ушли 342 человека. 103 из них погибли на фронте, многие получили тяжелые ранения и увечья и, вернувшись домой, умерли от ран. Невыносимо трудно было на фронте, но нелегко было и в тылу. Вот что пишет в своих воспоминаниях СЕМЕНЦОВА Клара Тимофеевна – студентка педучилища 1941-1944 годов, позднее учитель базовой школы № 6, а затем завуч школы № 7. В настоящее время - пенсионерка, ветеран труда, «Отличник народного просвещения»:

«Уже два месяца полыхала война, когда мы поступили в педучилище. И мы чувствовали ее даже здесь, в глубоком тылу. Крупные здания школ и училищ были заняты под госпитали, радио приносило тяжелые вести, из каждой семьи ушли на фронт мужчины, многие погибли в первые же месяцы... Плохо стало с продуктами. Четверть (три литра) молока стоила 150 рублей, а булка хлеба - 200 рублей (это на рынке). Введена была карточная система: на рабочего давали 800 граммов хлеба, служащего - 600г., иждивенца – 400. Постоянно хотелось есть. А за хлебом надо было выстоять огромную очередь, человек 400. И стояли в очереди всю ночь. Каждую осень и весну собирали в поле гнилую картошку, делали из нее лепешки-деруны и были этому несказанно рады. Летом шла в ход крапива, молодой лист свеклы, Занимались мы в здании райисполкома, в старом деревянном помещении школы № 3 по улице Свободы. Уроки проводились в третью смену с одной керосиновой лампой, что стояла на учительском столе. Учебников не хватало, их выдавали один экземпляр на пять-шесть человек. А с бумагой и совсем было плохо, писали на старых книгах между строк, на газетах. К урокам готовились очень серьезно, занимались с увлечением, с высоким чувством долга. Мы считали позором получить даже «3». Как можно, когда в это время на фронте проливают за нас кровь, отстаивают свободу Родины!

Уроки истории, литературы были уроками воспитания патриотизма и мужества. Особенно считали в это время нужными, необходимыми занятия по военно-санитарному делу, которые проходили на пустыре, за городом, вдоль железной дороги, где сейчас проходит шоссе на селекционную станцию. Научились бегать с препятствиями, ползать по-пластунски, пользоваться противогазом, оказывать первую медицинскую помощь, отлично стрелять из малокалиберной винтовки...

Незабываемой, светлой страницей в нашем сознании остались занятия по музыке под руководством ОСОКИНА Павла Ивановича (на снимке). Это хоровое пение и струнный оркестр... С каким проникновением звучал наш хор при исполнении песен того времени: «Священная война», «Ревет и стонет Днепр широкий», «Амурские волны», «Крейсер "Варяг» и др. С отлично поставленной программой ездили в колхозы, госпитали. Стараясь поднять настроение раненым бойцам, читали стихи, пели песни, писали письма их родным. Особенно солдатам нравились лирические душевные песни: «Огонек», «Синенький скромный платочек», «Темная ночь», «Осенний вальс».

Подробнее: Опаленные войной, годы 40-е

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ