Материалы краеведа В. Д. Ганькина

 
 

Библиотечные страницы

Документы и факты о строительстве линии Казань-Екатеринбург

Сеть железных дорог Российской империи в 1913 году состояла из 21 государственной и 13 частных магистралей. На ней работало и акционерное общество Московско-Казанской железной дороги, основанное в 1859 году.

Попытки построить магистраль Казань-Екатеринбург предпринимались в 1868-75, 1903 и 1906-07 годах. И только в 1914-м названное акционерное общество, получившее право на это строительство в результате конкурса, приступило к делу на всем протяжении трассы длиной свыше 800 верст (1 верста - 1066,8 метра).

Этому предшествовал указ царя Николая от 14 мая 1913 года «Об отчуждении земли в пределах Пермской, Уфимской, Вятской, Казанской, Нижегородской и Костромской губерний для сооружения двух железнодорожных линий». К тому времени дорога уже имела в своем ведомстве 2486 км стальных магистралей, за год перевозила по ним в среднем 530 миллионов пудов грузов, чистый годовой доход был свыше 9 миллионов рублей, или 7522 рубля с версты. Правда, двухколейный путь был лишь на 188 километрах. И солидный подвижной парк: 523 паровоза, 14994 товарных и 536 пассажирских вагонов, мастерские в Москве, Алатыре, Перово, депо - в Рузаевке, Сасово, Сызрани, Москве, железнодорожные училища в Перово и Москве, телеграфная школа и больницы в ряде городов. Рельсы для стройки поставляли Алапаевские горные заводы, владельцы которых имели половину акций дороги. Крупными акционерами были промышленники, представители царской семьи и видные аристократы. Правление при основании возглавлял К.Ф. фон Мекк (1821-76 гг.), затем его сын Н.К. фон Мекк (1863-29 гг.).

При подготовке серии материалов об истории строительства железной дороги Казань-Екатеринбург, на которой стоит и Красноуфимск, я использовал фотографии из нашего краеведческого музея, которые любезно предоставила заведующая фондами Т.В. Шистерова, а копии изготовил фотокорреспондент газеты «Вперед» С.М. Лещев. Большое им спасибо!

На публикуемой (впервые!) фотографии есть надпись: «Красноуфимск. Скалистая выемка железной дороги. 607 верста». На ней запечатлен начальный этап сооружения тоннеля возле нынешней ветлечебницы. Похоже, это сентябрь 1914 года, то есть идет четвертый месяц строительства. Уже снят грунт и пройден скальный выступ, в данный момент рабочие ведут расширение колеи и ступенчатую выборку камня. Работа тяжелая, ручная. Сверху за строителями наблюдает, видимо, местный житель. Внизу, среди 12 человек, можно заметить (по белой фуражке) инженера-техника. Слева, где сейчас частные гаражи и дорога на Новый поселок, видны постройки, о которых я расскажу в следующий раз. А на господствующей точке можно рассмотреть веху - высокую жердь - своеобразный ориентир для направления оси сооружения тоннеля. Заметны и колышки, которые вбиты инженерами-изыскателями при прокладке трассы. Красноуфимцам и краеведам было бы интересно знать: кто автор снимка и как пробивали тоннель - с одной или двух сторон?

Подробнее: Город на железной дороге

Всем известен один из микрорайонов Красноуфимска с названием «Соболя». При желании, оказывается, можно найти «тезок» этого топонима. Например, в Московской и Рязанской областях, Кунгурском уезде есть Соболеве. И не единичный случай. Здесь имеет факт перенесения географического названия с прежнего места жительства.

О дате основания поселения есть два варианта: указывается 1824 и 1830 годы. Первые поселенцы «Соболи» (так и писалось первоначально), выходцы из Кунгурского и Чердынского уездов Пермской губернии, были заселены в приказном порядке, т.е. по правительственному указу. Это была последняя волна колонизации бывших башкирских вотчинных земель, тогда же возникли Живодерково, Погорелово, Чухари, Криулино, Колмаково, Крылово, Никитино.

Некоторые знатоки связывают топоним с ценным пушным зверем - соболем. На это нет никаких оснований. Соболь живет в кедровых лесах, границы его распространения находятся на северных окраинах. Правда, есть молва, что де среди первых активистов-переселенцев был некто Соболев, но такой фамилии среди коренных соболевцев не наблюдается, тут среди таковых - Вальневы, Иглины, Коневы, Обвинцевы.

Впервые Соболи указываются в официальных документах при подворной переписи 1888-91 гг.: «Соболи - Криулинской волости, Соболевского общества, на реке Уфе, на заброшенном Бирском тракте, от волости летом - 8, зимой - 4, Красноуфимска, школы, врача, церкви и ближайшего селения и базара - 3 версты, 1 кузня, 1 мельница-ледянка (зимой), хлебный магазин, вода из реки и 8 колодцев. Русские государственные Красноуфимского прихода».

Тогда в поселении было 57 дворов, проживало всего 290 человек, из них мужчин - 136, 154 женщины, на 1 работника приходилось 22,2 земли, в хозяйствах было лошадей - 132, коров - 144, на 1 двор приходилось 5,4 живности. В пояснительной записке есть такие подробности: «Соболи -на бывших казачьих казенных дачах (землях - прим. авт.). Лес в 1 версте; сосны, березы. В 1830 году - из Кунгурского и Черды некого уездов на 106 душ. Удворной пашни на 2,5 перемены. Покосы луговые - на 3 перемены. Часть покосов под льном. Поскотина в лесных наделах, около 150 перемен. За использование казенной дачи - 50 копеек с головы. Арендуют 300 десятин по 300 рублей в год. Землю эту делят по душам, по 4,5 перемены. Местные промыслы: катальщиков - 1, кузнецов - 1, мельников - 1, сапожников - 1, токарей - 1. Охотничий промысел: плотников - 2».

Соболи серьезно пострадали в годы гражданской войны: при контрнаступлении Восточного фронта в начале июля 1919 года здесь, на частично эксплуатируемой железнодорожной линии Казань-Екатеринбург, держал оборону 2-й батальон Верхне-Удинского полка Сибирской дивизии, артиллерия 43-го стрелкового полка (комполка В.И. Чуйков), 28-й дивизии вел обстрел Криулино, снаряды падали в район, где сейчас магазин. Жители спасались в погребах и подвалах, некоторые усадьбы серьезно пострадали - пришлось заново строиться в низине.

При переписи в 1926 году в Соболях было уже 258 домов, население составляло 884 человека: мужчин - 406, женщин 478. Тогда Соболи стали центром Совета, куда входили железнодорожные бараки на 641 и 645 км, деревни Никитино, Рябиновый лог, хутор Тюремный, кордон Шиховский.

Подробнее: Кое-что о Соболях...

Думаю, что даже старожилы Красноуфимска были удивлены громом в первой декаде сентября. Особенно интенсивным были грозовые явления в ночь с 8-го на 9-е сентября.

Такое необычное явление в осенний сезон - не редкость, хотя считается, что с Ильина дня (2 августа) - последне­го летнего праздника - грозы прекращаются: «Илья гро­зы держит».

Метеорологические наблюдения на Урале ведутся с 1836 года - со времени открытия в Екатеринбурге станции по наблюдению погодных явлений.

Картина грозовых явлений такова: первые грозы, - самая ранняя - 1 апреля, самая поздняя, соответственно - 29 августа, средняя - 14 мая; последние грозы, соответ­ственно 4 августа, 24 декабря и 27 августа.

Для примера: в 1957 году гроза прогремела 24 декабря; если не изменяет память, то за полчаса до Нового года в 1970 году шел дождь, гремел гром и сверкали молнии.

В народной хронологии есть такие наблюдения: «Гром в сентябре предвещает долгую осень», «Если осенью гре­мит гром, то зима скоро не наступит», «На Семена -последняя гроза» (Семенов день - 14 сентября – начало «Бабьего лета», - до 21 сентября).

В местной печати был, как всегда, опубликован про­гноз погоды. Он, как всегда, на этот раз не оправдался.

Валерий Ганькин

Ганькин В. Гроза в сентябре/ В. Ганькин  // Городок. -Красноуфимск, 2003. - N 39. - С. 13.

По данным городской администрации в Красноуфимске несколько десятков улиц.

В свое время Л.С. Зеленцов, известный местный краевед, приводил такой факт: 200 лет назад – около 1800 года – в городе было лишь пять улиц: Большая Гостиная, Троицкая, Никольская, Площадная, Фотеновская. Шестой улицей стала Соболевская, но это позднее, в середине 20-х годов 19-го века, когда образовалась деревня Соболевка и граница города к 1884 году дошла до нынешней улицы Бульварной.

Если говорить о нынешних названиях улиц, то их перечень неоригинален, мягко выражаясь, сумбурен. Так, все дореволюционные названия были переименованы в новые – советские; во вновь возникающих поселках улицы называли по местности, характеру труда жителей или веянию времени (моде). В сторону Сосновой горы, например, названия железнодорожные (Стрелочников, Энергетиков и т.д.) чередуются с писательскими: Пушкина, Горького. На Юртовской горе с понятными Юртовская, Набережная есть сразу три Садовых улицы. В Новом поселке, который застроился в последние годы, "прописались" полководцы и флотоводцы: улицы Нахимова, Ушакова, но тут же и Калинина, и Фестивальная; вокруг "Гипатрона" образовался союз авиаторов и ученых-почвоведов – тут Чкалова и Докучаева, Осипенко и Мичурина. Есть совершенно простецкие названия – переулки Солнечный, Рябиновый, улица Отдыха...

Если говорить о значении названий улиц, то, на мой взгляд, только три улицы из числа персонально именованных заслуженно носят свои имена – за крупные достижения перед городом.

Есть в Учхозе улица Варгина. В сборнике, посвященному красноуфимскому совхоз-техникуму (ныне аграрному колледжу), я нашел такие сведения. Его звали Владимир Николаевич, он из числа выпускников Петровской академии (сейчас "Тимирязевка"), жил в Красноуфимске, способствовал развитию сельского хозяйства. Благодаря его стараниям была выдана земля за рекой Уфой для практических занятий ("ферма" – будущий Учхоз). Его заслуги Министерством земледелия были оценены Большой золотой медалью. А деятельность В.Н. Варгина в Красноуфимском училище проходила в 1889-99 годах. Затем он занимал должность Пермского губернского агронома. Всего на Урале В.Н. Варгин проработал 40 лет. Удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Подробнее: О трех "именных" улицах Красноуфимска

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ   ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ КАЗАНЬ—ЕКАТЕРИНБУРГ

История строительства Южного хода Горьковской железной дороги является одной из малоосвещенных страниц отечественного железнодорожного строительства. Отдельные издания, содержащие отдельные сведения, редкие подлинные документы, воспоминания ветеранов позволяют дать общую картину строительства железкой дороги Казань—Екатеринбург   (Свердловск).

Известно, что Россия пережила «железнодорожный бум». Первые железные дороги связали Москву как экономический центр с рядом важнейших районов, городов — Курском, Нижним Новгородом, Ярославлем и др.; затем устанавливается связь центра с портовыми городами (Одессой, Ростовом-на-Дону, Ригой). Было начато строительство дорог на окраинах (Пермь—Екатеринбург).

В 80-е годы, особенно во второй половине, усиленно продолжалось железнодорожное строительство. За это десятилетие были построены следующие основные железные дороги в России: Екатерининская, связавшая Донецкий бассейн и Криворожье между собой и с портами Азовского моря, Закавказская — до Батуми, Закаспийская — до Ашхабада, Уральская — от Покровска на Волге до реки Урал, железная дорога Харьков—Балашов—Камышин связала Харьковский промышленный район и Донбасс со Средним и Нижним Поволжьем. Известный государственный деятель того времени Б. Н. Чичерин писал: «Это была пора железнодорожной горячки. Уже е самого начала царствования АлександраВторого, когда для частной предприимчивости открылось широкое поприще, стали возникать общества для построения железных дорог». В 1910—13 гг. было построено 3200 км железных дорог, общая сеть России составляла 68379   километров.

История железнодорожного строительства на Урале такова. В 1874—1878 гг. была построена Уральская горнозаводская железная дорога, заменившая на большом отрезке традиционный гужевой путь от Перми до Екатеринбурга. Она явилась первым большим звеном в сооружении Сибирской магистрали.                                         

В следующем десятилетии на средства казны велось строительство железной дороги, идущей от Екатеринбурга до Тюмени. С начала 1888 г. обе дороги были слиты в одну магистраль, получившую название Уральской.

Одновременно велись работы по строительству железной дороги на Южном Урале. Эта очень важная линия связала Южный Урал с центральными районами страны. Участок Екатеринбург — Челябинск, законченный в 1896 г,, связал Средний Урал с Южным. В самом конце века с постройкой Пермь—Котласской железной дороги Урал получил связь с Северодвинским бассейном, с Белым морем. Самая главная из южных дорог — Оренбургская, построенная Акционерным обществом в 1874—1877 гг., связала Оренбург с Самарой.

Подробнее: Выход к богатствам Урала

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ