Артель «Красный партизан»

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

В 1929 голу на восстановленном заводе работало 600 человек, выпуск молотилок достиг 3000 штук в год, кроме этого выпускались хода, телеги, кошевы, сани и десятичные весы. Такое количество продукции раньше не изготовлялось на всех предприятиях Сараны. Годом раньше в артели была организована партийная организация, секретарем был избран тов. Полипов. Тогда же в Саране была открыта и первая школа фабрично-заводского ученичества, в которой обучалось до 50 человек. Заведовал школой С. М. Сумароков, преподавали Е. А. Копыркин, П. А. Петров. В 1932 году приехал в школу А. К. Голышев. Но заводе были организованы курсы мастеров и техминимум.

С 6 марта 1929 года артель стела носить название «Красный партизан». Через год в Саране была организована специальная женская артель. Около 50 женщин изготовляли рыболовные сети, сумки, кули, рогожи. Но она просуществовала недолго и вскоре влилась в артель «Красный партизан», женщины стали работать в основных цехах завода.

Завод испытывал острую нужду в электроэнергии. И за два года была построена гидростанция мощностью 150 киловатт. Одновременно отремонтирована и плотина. Заведующим электростанцией стал Александр Иванович Баталов. В 1932 году на заводе впервые применена электросварка. Многие жители Сараны зажгли в своих домах электрический свет.

В 1930 году на территории Саранинского сельского Совета стали организовываться колхозы. В деревне Красный бережок — «Красный партизан», в Верхней Саране — «Искра», за рекой — «Большевик» и другие. Наличие крупных коллективных хозяйств вытеснило с завода производство приводных молотилок, заставило артель пересмотреть годовые планы и ассортимент выпускаемой продукции. В разные годы выпускалось оборудование для кирпичных заводов, лесозаготовок, дезинфекционные камеры, центрифуги для отжима белья, банно-прачечное оборудование.

Для освоения и выпуска новой продукции требовались квалифицированные кадры. Нужны были специалисты со средним и высшим образованием. Первым техническим руководителем, имеющим средне-техническое образование, был Иван Ефимович Дугин. С 1931 года на заводе стал работать технический отдел, в производство стали внедряться чертежи и технические процессы. В 1934 году организовалась двухгодичная техническая школа. Артельцы стали посылать своих детей в техникумы.

С 1933 года завод выпускал душевые установки как на конной, так и на автомобильной тяге. Изготовлялся также противопожарный обоз. В последующие годы стали выпускаться настольно-сверлильные станки, слесарные тиски, мельничное оборудование.

Образцы труда в те годы показывали Иван Николаевич Сивинских, работавший на двух строгальных стенках, кузнецы Романовы - Василий Иванович и Феофан Иванович перевыполняли норму в полтора-два раза. Правлению артели премировало передовиков денежными премиями, ценными подарками. Рабочим И. Н. Сивинских и В. Д. Григорьеву были куплены и поставлены артелью дома. Осенью рабочие завода помогали колхозникам копать картофель. Колхозники радушно принимали шефов, угощали их горячими обедами, хлебом домашнего печения. В апреле 1930 года в Саране был открыт первый детский сад.

В 1933 году вышло постановление ВЦИК РСФСР о преобразовании Саранинского завода в рабочий поселок Сарана, а сельский Совет - в поселковый. В начале 1934 года в Саране организована артель - «Красный столяр» областного лесопромышленного союза «Лесдревпромсоюз». Она выпускала бельевые комоды, столы, табуретки, саун, кошевы. Ликвидирована она в 1951 году.

Дом отдыха «Сарана» открыт первого августа 1936 года. Первая грузовая полуторатонная автомашина появилась в Саране весной 1936 года. В декабре 1939 года образован Зауфимский сельский Совет.

B апреле 1940 года артелью приобретен первый гусеничный трактор «Сталинец», он использовался на вывозке дров.

В 1939 году в пограничных войсках служили Калистрат Семенович Быков и Владимир Петрович Григорьев. За проявленный героизм в борьбе с японскими самураями на озере Хасан они были награждены орденами Боевого Красного Знамени. Они оба погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

В 1941 году артель выпускала уже автоприцепы, но дальнейшему мирному развитию завода помешала война с фашистской Германией.

И. Дворников, А. Григорьев.

// Вперед. —1978. — 10 марта. — C. 4 

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ